Конкуренция — залог развития рынка. Каждый поставщик пытается превзойти другого, предлагая товары или оказывая услуги лучше и дешевле, чем его конкурент. Недобросовестные организации создают картели, чтобы поддерживать высокие цены на свою продукцию. О картельном сговоре и способах борьбы с ним расскажем в статье.
Прежде чем говорить о картеле, раскроем понятие монополии. Это рыночная ситуация, когда контроль над производством и продажей одного или нескольких видов товаров сосредоточен в руках одной крупной компании.
На монопольном рынке не бывает конкуренции, все ресурсы сосредоточены в руках одной фирмы. Иногда это снижает качество и повышает стоимость товаров и услуг. Монополисту не нужно вкладывать деньги в развитие продукта, так как все покупатели все равно придут к нему.
Важно! Монополии бывают естественными. Они возникают в сферах, где конкуренция невозможна технически и экономически неэффективна. Например, АО «РЖД», ПАО «Газпром», ФГУП «Почта России». Конкуренция с этими организациями невозможна — они владеют технологиями и практически всей долей рынка.
В большей или меньшей степени монополиями являются известные компании: Microsoft, Google, Apple и так далее. Да, у этих фирм есть конкуренты, но они занимают гораздо меньшую долю рынка.
Картель — это одна из форм монополий. Это группа работающих в одной отрасли компаний, которые объединились для регулирования сфер влияния, объемов производства и цен на свои товары, работы и услуги. Цель такого объединения — увеличение прибыли и контроль над рынком.
Во многих странах картели запрещены. Например, в России соглашения, ограничивающие конкуренцию, запрещены ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ. За поддержанием конкуренции на рынке следит Федеральная антимонопольная служба.
Важно! В определенных отраслях картели могут быть разрешены. Например, Организация стран-экспортеров нефти (ОПЭК) обладает многими признаками картеля. Ее участники открыто договариваются об объемах добычи с целью урегулирования цен на нефть. Однако наличие ОПЭК обосновано экономической необходимостью, цель организации не максимизация прибыли, а уравновешивание цен.
Картельный сговор — это «горизонтальное» соглашение, то есть договоренность между поставщиками. Участники картеля стремятся обеспечить себе максимальную прибыль и долю рынка.
Есть еще «вертикальные» соглашения — это наоборот договоренность между поставщиком и покупателем. Они не относятся к картелям, но даже «вертикальные» договоренности могут быть признаны незаконными. Например, соглашение между поставщиком и государственным заказчиком.
Картельное соглашение регулирует сразу несколько моментов:
Пример
В августе 2020 года ФАС выявила картель из 6 предприятий по производству ортопедических изделий. В нее входили ООО «Тривес Трейд», ООО «Медэксперт», ООО «Оптомед», ООО «Малтри», ООО «ОРТО» и ООО «Экотен». По данным регулятора эти компании вступили в антиконкурентный сговор, чтобы установить и поддерживать максимальный уровень цен на свою продукцию.
Участники картеля также могут объединяться для «бойкотирования» покупателей или поставщиков на рынке.
Например, организации внутри картеля договорились не покупать товары у конкретного поставщика, чтобы вынудить его пойти на уступки. Или, наоборот, отказываются продавать товар конкретному покупателю, чтобы он согласился его приобрести по завышенным ценам.
Большую часть дел о картелях ФАС возбуждает именно в сфере государственных закупок. Недобросовестные поставщики образуют картель, чтобы заключить государственный контракт по максимально возможной цене. Это не только ограничивает конкуренцию, но и наносит серьезный ущерб государственному бюджету.
Основные схемы, которые применяют картели, разберем далее.
«Таран» — это старая схема, которую применяют недобросовестные компании на электронных аукционах по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Для реализации «тарана» в сговор вступают три участника.
Первый и второй имитируют активный торг, очень быстро шаг за шагом сбивают начальную максимальную цену контракта (НМЦК). В результате сильного падения НМЦК тендер становится неинтересен добросовестным участникам, и они отказываются от участия.
Третий участник в конце торгов, когда первый и второй максимально «уронили» НМЦК, делает шаг с небольшим снижением.
После аукциона комиссия заказчика приступает к рассмотрению заявок. Первого и второго участников отклоняют, так как они сразу подают заявки с ошибками: не прикладывают лицензии, делают опечатки и так далее. Контракт будет заключен с единственным участником, сделавшим шаг — это третья организация из картеля.
Участники картеля могут сразу договориться о том, кто и в каких госзакупках будет принимать участие. Тендеры распределяются по суммам, товарам, территориям, срокам и так далее.
В результате в закупке всегда участвует единственный поставщик, который забирает тендер по максимальной цене.
Раскрыть такую схему сложнее, чем «таран». Но ничего не мешает добросовестному поставщику принять участие в закупке.
Важно! Добросовестная организация может столкнуться с проблемой, если картель был создан на уровне производителей продукции, которую он хотел поставить в рамках госконтракта. Участники картеля откажутся продавать ему товар, чтобы он не исполнил контракт и попал в реестр недобросовестных поставщиков.
С целью создания видимости честной конкуренции принять участие в тендере могут сразу несколько компаний из картеля. Однако между ними обычно сразу заключена договоренность о том, насколько снижать НМЦК. Снижение будет символическим, заказчик не сможет сэкономить бюджетные деньги.
Участники картеля могут договориться не только между собой, но и еще с заказчиком, объявляющим тендер. Появляются «горизонтальные» и «вертикальные» договоренности одновременно.
В такой ситуации закупка сразу готовится под конкретного поставщика. В аукционной документации устанавливают невыполнимые сроки или используют витиеватые формулировки в техническом задании.
При обнаружении картельного сговора сразу подавайте жалобу в ФАС. Орган примет заявление и организует проверку. В некоторых случаях антимонопольная служба может даже привлечь следственные органы.
Для сбора информации о незаконном сговоре ФАС открыл горячую линию «Сообщи о картеле».
В секторе госзакупок для борьбы с незаконным сговором у участника закупки есть несколько инструментов:
Важно! При подаче жалобы ФАС организует внеплановую проверку закупочной документации. Антимонопольщики привлекут заказчика к ответственности даже за те нарушения, на которые податель жалобы не ссылался.
ФАС отвечает за соблюдение законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках. В частности служба отвечает за антимонопольное регулирование и контроль в сфере государственных закупок.
Именно ФАС принимает и обрабатывает заявления граждан и организаций, связанных с соглашениями, ограничивающими конкуренцию.
В части государственных закупок доказательством того, что компании образуют картель, могут служить следующие факты:
На свободном рынке уличить картель сложнее. Для этого ФАС анализирует состояние конкуренции по каждому виду товаров, работ, услуг. Проводит различные мероприятия, направляет запросы, проводит проверки и собирает доказательства, подтверждающие или опровергающие наличие сговора.
Входит ли компания в картель или нет, решает антимонопольный орган на основании имеющихся прямых и косвенных доказательств.
В группу риска попадают лица, которые:
Важно! Необходимость соблюдения антимонопольного законодательства руководство компании также должно донести до сотрудников отдела продаж. Бывает менеджеры заключают ограничивающие конкуренцию соглашения «за спинами» директоров.
За участие в картельном сговоре предусмотрена административная и уголовная ответственность.
Административная ответственность закреплена в п. 1 ст. 14.32 КоАП РФ. Участнику картеля за соглашение, ограничивающее конкуренцию, грозит:
За картельный сговор, совершенный при участии в государственных торгах, ответственность предусмотрена п. 2 ст. 14.32 КоАП РФ:
Важно! Участник картеля, добровольно заявившее о сговоре в ФАС, освобождается от административной ответственности при соблюдении всех следующих условий (п. 5 ст. 14.32 КоАП РФ):
Уголовная ответственность по ст. 178 УК РФ наступает, если в результате образования картеля был нанесен крупный ущерб (от 10 млн рублей) гражданам, организациям, государству или участник картеля получил крупный доход (от 50 млн рублей).
Важно! Участник картеля, который первым добровольно сообщил о преступлении, активно способствовал его раскрытию и расследованию, возместил причиненный ущерб или иным образом загладил вину, также освобождается от уголовной ответственности (Прим. 3 к ст. 178 УК РФ).
Решение ФАС можно оспорить во внесудебном или судебном порядке.
Первый вариант — это жалобы в коллегиальный орган ФАС на действия или бездействие должностных лиц.
Второй вариант — это жалоба на действия, бездействие, решение или предписания. Ее рассматривает арбитражный суд региона, в котором находится территориальный орган ФАС, допустивший нарушение или вынесший оспариваемое решение.
Судебное обжалование более эффективно, но требует больше времени. Однако это единственный вариант отменить незаконное решение или предписание.
Снизить риски тендерного сговора поможет автоматическая проверка контрагентов. Например, с помощью API Контур.Фокуса. Решение позволяет быстро проверить поставщика и оценить его связи, настроить оповещения об изменениях ответственных сотрудников: службу безопасности, тендерный отдел и других специалистов, которые задействованы в проведении закупки.
Система найдет рисковые факторы по каждому юрлицу и выделит цветом проблемные компании. Такой список сформируется автоматически, остается только проанализировать конкретный случай и принять решение о тактике дальнейшего взаимодействия.
Михаил Кобрин, эксперт по финансовому контролю, банкротству и оценке бизнеса