Кажется, что вести бизнес в офшорном государстве — это исключительно плюсы: не нужно платить налоги, сдавать отчетность и раскрывать сведения о реальных бенефициарах и выгодоприобретателях. Так ли это на самом деле, и какие есть риски работы с офшорными компаниями, читайте в статье от экспертов Контур.Фокуса.
Офшор (офшорная зона) — это государство или территория внутри него, где предусмотрен льготный режим налогообложения, или нет необходимости раскрывать информацию о финансовых операциях. Такое определение прямо следует из названия Приказа Минфина РФ от 05.06.2023 № 86н.
В офшорной юрисдикции налогов или совсем нет, или их размер очень мал по сравнению с обязательными платежами в стране, где бизнес ведет реальную деятельность.
В России офшорных зон как таковых нет. Однако льготное налогообложение введено на отдельных территориях:
Подробнее про офшоры в России мы рассказали в статье «Оффшорные зоны России в 2024 году».
Офшорные компании могут работать разными способами. Зависит от специфики бизнеса и вида его деятельности. Однако самыми популярными и чаще всего вызывающими вопросы с позиции налогового законодательства остаются два вида офшорных схем.
Первая — оформление товарных знаков и прочих нематериальных активов на компанию из офшорного государства. Офшорная организация-правообладатель по лицензионному договору передает российскому юрлицу право пользования товарным знаком за плату. Компания из России за счет лицензионных платежей уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль, а на счетах офшора накапливается доход, который в дальнейшем распределяется в пользу владельцев бизнеса.
Вторая — перепродажа товаров через офшор. Компания из России продает товары организации из офшорной зоны с минимальной наценкой, а потом эта фирма реализует товары конечному покупателю по рыночным ценам. В таком случае в российском юрлице «оседает» минимальная прибыль, а основной заработок остается в зоне с выгодным налоговым законодательством.
Неофициально все офшорные юрисдикции делятся на три группы:
«Черные» офшоры обеспечивают полную конфиденциальность для собственников бизнеса. Поэтому налоговые органы разных стран очень внимательно относятся к сделкам с компаниями из таких юрисдикций. «Белые» конфиденциальности не дают, зато сотрудничество с ними практически не вызывает вопросов со стороны налоговиков. «Серые» офшоры — это «пограничные» территории, к которым налоговые органы государств относятся по-разному.
Офшор — это инструмент, который интересен как предпринимателям, так и территориям, где введен льготный режим налогообложения. О плюсах для каждой из стороны расскажем далее.
Резидент классического офшора получает одно или сразу несколько из преимуществ:
Разберем в общих чертах налогообложение в России. Организация на общем режиме должна платить налог на прибыль по ставке 20 % и НДС по ставке 20 %. А для того, чтобы владелец бизнеса получил дивиденды нужно будет еще заплатить НДФЛ по ставке 13-15 %.
Кроме того, если у учредителя две и более компаний — сделки между ними будут под особым контролем ФНС, так как они совершены между взаимозависимыми лицами. Если налоговая установит нерыночный характер операций, могут доначислить ряд налогов. Это затрудняет для учредителя возможность перераспределения ресурсов из одного бизнеса в другой.
Поэтому некоторые предприниматели стремятся зарегистрировать фирму в офшорной зоне. Во-первых, налоговая нагрузка меньше. Во-вторых, информация о бизнесе скрыта практически от всех органов и государств. А значит, налоговая не сможет пересчитать и доначислить налоги. В-третьих, снижаются риски рейдерского захвата, опять же по причине частичного или полного неразглашения информации о бенефициарах.
Многие государства продолжают ужесточать налоговое законодательство в сфере борьбы с офшорами. Разрабатываются новые методы поиска конечных владельцев офшорных компаний. Вводятся штрафы и наказания за незаконные офшорные операции. Часть стран добровольно подключается к системам обмена налоговой информацией.
На первый взгляд для офшорного государства такой статус невыгоден — налоговые поступления от резидентов минимальны, так еще и ухудшается репутация среди других стран. Но на самом деле это не так.
Цель офшора — привлечение зарубежного капитала. Новый резидент так или иначе откроет себе банковский счет, наймет несколько сотрудников, арендует офис, внесет госпошлины и так далее. В некоторых офшорах даже требуют, чтобы резидент вел хозяйственную деятельность, нанимал сотрудников и уплачивал ежегодные платежи.
Ввиду того, что открытием организации в офшоре занимается обычно крупный бизнес с большим капиталом, даже такие небольшие платежи — это существенный вклад в бюджет, особенно если резидентов много.
Офшор обычно появляются в странах с неразвитой экономикой. Для них предоставление налоговых льгот и нераскрытие финансовой информации — это способ конкурентной борьбы за офшорный капитал крупных компаний.
Открыть компанию в другой стране имеет право каждый российский гражданин, если иные ограничения не установлены офшорным государством. Например, некоторые страны могут требовать, чтобы учредителем или директором выступал гражданин офшора.
Однако нужно помнить, что для государства бизнес в офшорах невыгоден — ведь капитал утекает из страны, а бюджет недополучает налоговые доходы. Поэтому законодательство постоянно совершенствуется и вводит различные нормы для ограничения использования офшоров.
Важное условие — открытие зарубежной компании в стране с льготным налогообложением должно иметь экономическое обоснование. Сам факт экономии на налогах — это не обоснование, а скорее непосредственное подтверждение злого умысла. Неуплата или неполная уплата налога не могут быть основной целью бизнеса в силу ст. 54.1 НК РФ.
Обосновать наличие зарубежной компании можно следующими причинами:
Иными словами, бизнес в офшоре должен приносить доход и вести деятельность. Льготное налогообложение может быть не основным, но дополнительным фактором выбора страны регистрации бизнеса.
Российские налогоплательщики обязаны уведомлять налоговую о контролируемых иностранных компаниях (КИК). Нужно отчитываться по размеру прибыли КИК и уплачивать соответствующий налог. Особенности налогообложения КИК и контролирующих лиц расписаны в Главе 3.4 НК РФ.
Контур.Фокус покажет, кто является учредителем и участником компании
Также в сделках между отечественными компаниями и юрлицами из оффшорных территорий нужно помнить о Соглашениях об избежании двойного налогообложения (СИДН). Эти документы регулируют особенности исчисления налогов в международных операциях.
ФНС следит за трансфертным ценообразованием. Это значит, что сделки должны быть совершены на рыночных условиях. В противном случае налоговики могут доначислить неуплаченные налоги.
Актуальный список оффшоров утвержден Приказом Минфина РФ от 05.06.2023 № 86Н. Он действует с 1 июля 2023 года и включает в себя 91 государство. Для сравнения — ранее в этом списке было только 42 страны. В реестр включены как государства, так и их отдельные территории. Помимо классических оффшорных территорий в список включены страны Евросоюза и США, так как они отказываются обмениваться с Россией налоговой информацией.
Приказом ФНС РФ от 01.12.2023 № ЕД-7-17/914@ утвержден список государств и территорий, которые не обмениваются налоговой информацией с Россией. В перечень включено 88 стран и 14 территорий.
Отдельный список офшоров также утвержден Указаниями ЦБ РФ от 07.08.2003 № 1317-У. Центральный Банк делит такие страны на три группы риска. Российские банки могут устанавливать корреспондентские отношения с банками-нерезидентами из первой группы без ограничений. А вот для работы со второй и третьей группой необходимо соблюсти требование к размеру собственного капитала банка-нерезидента.
При работе с компанией, у которой открыт зарубежный счет, нужно проверить в юрисдикции какого государства находится обслуживающий его банк. Если это офшор, нужно помнить о налоговых рисках и о том, что сделки с такой фирмой будут привлекать особое внимание ФНС РФ.
Список офшоров, утвержденный Минфином РФ, не носит формальный характер. Операции, которые российские лица проводят с компаниями из перечисленных юрисдикций, подпадают под особое налогообложение, например:
В отношении компаний, зарегистрированных в странах, перечисленных в Перечне, утвержденном Приказом ФНС РФ от 01.12.2023 № ЕД-7-17/914@, по прибыли контролируемой иностранной компании (КИК) нельзя применить освобождение от налогообложения (п. 7 ст. 25.13-1 НК РФ).
Кроме того, все сделки с физическими лицами или иностранными организациями из Перечня относятся к контролируемым (пп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Взаимозависимость при этом значения не играет. Если сумма сделок с одним лицом превысит 120 млн рублей они будут признаны контролируемыми (п. 3 ст. 105.14 НК РФ).
В таком случае действует п. 2 ст. 105.16 НК РФ, согласно которому налогоплательщики обязаны уведомить налоговый орган обо всех контролируемых сделках в срок до 20 мая, следующего за годом, в котором такие операции были совершены. А налоговая имеет право запросить документы и подробную информацию по оффшорным операциям (ст. 105.15 НК РФ).
Налоговая может доказать, что сделки с офшорными компаниями были совершены с целью уклонения от уплаты налогов или сокрытия доходов. В таком случае орган будет может ссылаться на следующие статьи:
Есть также риск и уголовного наказания по ст. 193 и 193.1 УК РФ. Они связаны с нарушением валютного законодательства. А за уклонение от уплаты налога наказание предусмотрено ст. 199 УК РФ.
Работа с офшорными компаниями — это всегда риск. Поэтому перед тем, как начать работу, нужно убедиться в надежности контрагента.
Автор: Михаил Кобрин, эксперт по финансовому контролю, банкротству и оценке бизнеса