Налоговым кодексом предусмотрена обязанность каждой компании проверять своих контрагентов. Ведь за работу с фирмами-однодневками ФНС может наказать даже добросовестных налогоплательщиков. Сталкиваются с этим и те компании, которые не догадывались о недобросовестности своего партнера. Как проверить контрагента и проявить должную осмотрительность, разберемся далее.
Должная осмотрительность — это комплекс мероприятий, который компания обязана проводить при проверке контрагента на предмет налоговых рисков. Проверку проводят для того, чтобы оценить добросовестность партнера и возможность дальнейшего сотрудничества.
Многие компании сознательно не проверяют контрагентов и работают со всеми организациями без исключения. Такой подход грозит санкциями со стороны ФНС в виде доначислений налогов, отказа в вычетах, штрафов и так далее.
На законодательном уровне нет закрепленного определения термина «должная осмотрительность». Следовательно, нигде не закреплен конкретный перечень проверочных мероприятий, которые организация должна провести, чтобы обезопасить себя от рисков работы с недобросовестными компаниями. Поэтому порядок проверки партнеров каждая компания разрабатывает самостоятельно.
Сам факт непроверки партнера не является нарушением законодательства, так как ни одной статьей НК РФ обязанность по проверке контрагентов не установлена.
В первую очередь в проявлении осмотрительности должен быть заинтересован сам бизнес. Ведь при отсутствии регламента по проверке контрагентов компания несет различные риски.
Партнер может добросовестно исполнять свои обязательства по договору, но уклоняться от уплаты налогов. ФНС может заподозрить компанию в получении необоснованной налоговой выгоды со ссылкой на ст. 54.1 НК РФ.
Факт нарушения налогового законодательства со стороны недобросовестного партнера не является доказательством получения необоснованной налоговой выгоды. Однако п. 10 Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 предусмотрено, что ФНС может привлечь к ответственности организацию, работающую с недобросовестным контрагентом, если докажет, что:
В отношении тех, кто пренебрегает должной осмотрительностью, налоговая может применить санкции:
Проверка контрагента — это не панацея. По результатам проверки нельзя с полной уверенностью сказать, платит ли контрагент налоги или нет. Однако должная осмотрительность существенно снизит количество претензий от ФНС в сторону компании.
Отказываясь от проверки контрагента, организация в целом не может быть уверена в том, что ее партнер сможет исполнить договорные обязательства.
ООО «Альфа» заключил с ООО «Браво» договор на поставку аппарата МРТ за 150 млн рублей. Условия оплаты — 100% предоплата. После перечисления денег контактное лицо от «Браво» перестает отвечать на звонки.
ООО «Альфа» пытается найти контакты подрядчика и узнает, что:
В этом примере компания не проявила должной осмотрительности и столкнулась с мошеннической организацией, которая пропала сразу после получения предоплаты. Результат — огромные финансовые потери.
До заключения контракта «Альфа» могла бы запросить выписку из ЕГРЮЛ, посмотреть Картотеку арбитражных дел или использовать специальные сервисы проверки контрагентов. За несколько минут можно было бы собрать достаточно информации о том, что с «Браво» лучше не работать.
Факт работы с фирмой-однодневкой — это уже сигнал для ФНС уделять компании больше внимания. А если таких случаев было несколько — это будет поводом для инспекции назначить выездную проверку.
В итоге страдает репутация организации. Ведь частое сотрудничество с недобросовестными фирмами — один из сигналов о том, что компания также является недобросовестной.
Законом не установлен закрытый перечень признаков, которые говорят о недобросовестности. Для разработки внутренних критериев проверки можно руководствоваться общей практикой, нормативно-правовыми актами и письмами ФНС.
Приказом ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок. Налоговики используют ее для определения необходимости проведения выездной налоговой проверки в отношении налогоплательщика.
Так как выездные проверки в основном и проводят по организациям, в отношении добросовестности которой у налоговой есть сомнения, то критерии, установленные Приложением № 2, можно использовать и для проверки контрагентов:
Также некоторые критерии добросовестности и осмотрительности указаны в Письме ФНС от 23.03.2017 г. № ЕД-5-9/547@. Выбор контрагента может быть признан необоснованным, если:
Каждая компания вправе дополнить эти перечни теми критериями, на которые важно обращать внимание в их деятельности. На практике выделяют еще несколько критериев недобросовестности контрагента:
Наличие 1–3 критериев — это не основание признавать контрагента недобросовестным. Однако, если критериев накопилось много, то лучше отказаться от сотрудничества с таким партнером.
Критериев недобросовестности очень много, мы разберем основные из них.
Закон не ограничивает количество компаний, которые можно прописать на одном адресе. Недобросовестные контрагенты могут регистрировать по 100 фирм-однодневок в одном и том же офисе.
Однако сам по себе адрес «массовой регистрации» — это не всегда плохо. Аренда таких адресов дешевле, поэтому многие компании открывают офисы именно в таких местах.
Ситуация с массовыми учредителями такая же, как и с адресами. Ввиду того, что фирмы-однодневки постоянно открывают и закрывают, на одном и том же физическом лице могут числиться по 10 и более компаний. Обычно такой учредитель является номинальным. Выгодоприобретателем по однодневкам выступает третье лицо.
«Массовый учредитель» — это не всегда негативный фактор. Важнее проверить «реальность» такого учредителя. Ведь вполне возможно, что учредитель очень предприимчивый и действительно владеет несколькими бизнесами.
А вот с «массовым руководителем» немного сложней. Учредитель может практически не участвовать в работе компании и просто получать дивиденды. Руководитель же должен постоянно управлять организацией. Сможет ли один человек контролировать, например, 10 компаний — большой вопрос.
Контрагент, работающий в убыток, либо завышает расходы с целью налоговой оптимизации, либо действительно ведет убыточный бизнес.
В первом случае — проблем с налоговой не избежать. Во втором — очень вероятны проблемы с исполнением обязательств по договорам. Например, будут просрочены сроки оплаты или отгрузки со стороны партнера.
Обращайте внимание на размер кредиторской задолженности в бухгалтерском балансе. Это сумма долга организации перед ее поставщиками, покупателями по полученным авансам, по налогам, зарплате и так далее. Сравнивайте размер обязательств со стоимостью активов.
В бухбалансе также есть информация о величине заемных средств. Это задолженность перед банками или иными заемщиками. Кредит — это инструмент для развития бизнеса. Если компания работает с прибылью, то проблем возникнуть не должно. Но наличие убытка — это уже показатель неэффективности использования кредитных ресурсов.
Анализируйте активы компании. Например, производственное предприятие не может существовать без основных средств и запасов материалов. Если контрагент заверяет, что он прямой производитель, а на балансе в строке «Основные средства» стоит прочерк, значит, партнер что-то скрывает.
Контрагент с долгами перед ФНС — это большой риск. Все его сделки будет внимательно изучать налоговая. Следовательно, задавать вопросы будут всем компаниям, сотрудничающим с этим контрагентом.
Практика показывает, что фирмы-однодневки работают через представителей, утаивая информацию о реальном директоре или учредителе. Поэтому до подписания контракта рекомендуем познакомиться с руководителем контрагента.
Информация обо всех компаниях, в том числе ликвидированных, содержится в ЕГРЮЛ / ЕГРИП. Если по реквизитам контрагента нет записи в государственном реестре — это повод усомниться в добросовестности контрагента.
Проверка контрагентов перед заключением контрактов — это проявление должной осмотрительности. Эта процедура должна быть четко регламентирована и систематизирована, а ее результаты должны храниться в компании на тот случай, если налоговая запросит подтверждение осмотрительности.
Хранить документы можно в бумажном или электронном виде. Однако обязательно должна быть зафиксирована дата, когда эти документы получены и был составлен отчет. Фиксация даты позволит доказать налоговой, что проверка была проведена своевременно, а не задним числом.
В первую очередь разрабатывают регламент проверки контрагентов. Это документ, в котором прописывают:
Регламент будет первым документом, подтверждающим налоговикам то, что организация придерживается принципов должной осмотрительности.
Проверка контрагента начинается с анализа его документов. Поэтому рекомендуется заранее составить шаблон письма с перечнем истребуемых документов. На практике запрашивают:
Результаты проверки оформляют в виде отчета или справки, где по каждому критерию проверки будут даны комментарии ответственного лица и приложены подтверждающие документы.
Проверка контрагента всегда начинается с запроса у него документов. Однако делать вывод, опираясь только на предоставленные партнером данные, нельзя. Ведь нет уверенности в их достоверности.
Большую часть информации о контрагенте можно получить через официальные источники в интернете.
«Предоставление сведений из ЕГРЮЛ / ЕГРИП»
По ИНН контрагента можно получить выписку из единого государственного реестра. В документе отражена основная информация о компании:
Данные в ЕГРЮЛ / ЕГРИП должны совпасть с информацией в тех документах, которые предоставил партнер. Если есть расхождения, рекомендуем запросить комментарии.
Наличие записи о недостоверности сведений — серьезный повод отказаться от дальнейшего сотрудничества. Так как такая компания в дальнейшем может быть ликвидирована.
Обращайте внимание на наличие сведений о прекращении юридического лица. Мошенники могут дать ИНН компании, которая давно закрыта.
Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства
По ИНН контрагента можно определить его принадлежность к субъектам малого или среднего предпринимательства.
«Прозрачный бизнес: Проверь себя и контрагента»
Это официальный сервис от ФНС для проверки контрагентов. По ИНН контрагента можно узнать:
Ценность представляет достоверная и полная информация о налоговых нарушениях и сумме задолженности по налогам и сборам.
Кроме того, «Прозрачный бизнес» включает в себя еще несколько полезных разделов:
В Картотеке хранится вся информация о судебных делах, рассматриваемых в Арбитражных судах. По ИНН или названию компании можно найти все дела, в которых контрагент участвовал в качестве истца, ответчика или третьего лица. С помощью сервиса можно ознакомиться с судебными решениями.
Само по себе наличие судебных дел — это не негативный фактор. Контрагент, как и любое другое лицо, имеет право отстаивать свои интересы в суде. Внимательно изучите дела, в которых партнер выступал ответчиком, прежде чем делать выводы.
Например, частые иски к контрагенту, связанные с неисполнением обязательств по договору или низким качеством поставленных товаров и оказанных услуг, — повод задуматься о дальнейшей работе с партнером.
Банк данных исполнительных производств
Банк данных судебных производств раскрывает информацию о долгах, предъявленных к взысканию с юридических и физических лиц. Наличие исполнительного производства свидетельствует о том, что:
Работа с таким партнером несет в себе финансовый риск.
Единый федеральный реестр сведений о банкротстве
В ЕФРСБ по ИНН можно найти информацию о том, находится ли контрагент в стадии банкротства или нет. Работа с контрагентом-банкротом несет в себе много рисков: от неполучения оплаты за отгруженную продукцию до оспаривания совершенных сделок.
ГИР Бухгалтерской (финансовой) отчетности
В ГИР БО хранится информация о финансовой отчетности большинства российских компаний. Можно узнать о выручке компании, прибыли, об уплаченных налогах, стоимости ее активов, размере кредиторской задолженности и так далее. Этот сервис отлично подойдет для оценки платежеспособности компании.
По данным ГИР БО можно посчитать рентабельность бизнеса контрагента и его налоговую нагрузку.
Помогает определить среднеотраслевую рентабельность и налоговую нагрузку на бизнес. В дальнейшем можно сравнить средние показатели с фактическими значениями контрагента.
Реестр доверенностей Федеральной нотариальной палаты
Сервис помогает проверить подлинность нотариальной доверенности представителя контрагента или получить информацию о ее отмене.
Вестник государственной регистрации
В журнале организации публикуют информацию о совершении юридически значимых действий, например, о принятии решения о ликвидации, о реорганизации, об уменьшении уставного капитала и так далее.
В журнале публикуют сообщения о введении процедур банкротства в отношении юридических и физических лиц. Для проверки контрагента достаточно знать его ИНН.
Поиск контрольных и профилактических мероприятий
По ИНН контрагента можно найти информацию о проверках, которые в отношении него проводились государственными органами, и об их результатах.
Реестр недобросовестных поставщиков
В реестр попадают организации и предприниматели, которые вели себя недобросовестно при исполнении государственных контрактов в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и договоров в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ. Причины попадания в РЗН разные: введение заказчика в заблуждение, неисполнение контракта, поставка некачественного товара и так далее. Работать с организацией из реестра — рискованно.
Проверка добросовестности иностранного партнера — это сложная задача. Перечень открытой информации различается от государства к государству. А усложняет этот процесс языковой барьер.
Помогут в проверке иностранной компании два сервиса ФНС РФ:
Проверка контрагентов вручную — это долгий и трудоемкий процесс. Проверить нескольких партнеров таким образом можно, но если их несколько тысяч, то сделать это вручную очень затруднительно, возрастает вероятность ошибок.
Для автоматизации процесса оценки контрагента используют специальные сервисы, например, API Контур.Фокуса. Он интегрируется в учетную систему вашей компании, и вы получаете все данных о клиентах и поставщиках в одном окне. Достаточно указать ИНН потенциального партнера, и программа в моменте проверит информацию по нему по всем официальным источникам.
C помощью данных API Контур.Фокуса можно оценивать благонадежность клиентов и поставщиков по регламенту компании, гибко настраивать критерии проверки. Система покажет риски у контрагентов, с которыми планируются крупные сделки для проведения углубленного анализа: запроса дополнительных документов или проведения выездной проверки.
Важно помнить, что проявление должной осмотрительности не может быть излишним. Например, спустя 3 года ФНС может попросить подтверждение реальности сделок.
API Контур.Фокуса позволяет формировать отчеты о проверке делового партнера на разных этапах сделки. Эти отчеты можно при необходимости предоставить в ФНС или в суде.
Вопрос должной осмотрительности часто поднимается в судебных спорах с ФНС. Вот пример нескольких судебных решений:
Не нужно проводить проверку партнеров исключительно «для галочки», то есть для налоговой. В первую очередь должная осмотрительность работает на бизнес, помогая ему минимизировать риски от сотрудничества с фирмами-однодневками.
Автор: Михаил Кобрин, эксперт по финансовому контролю, банкротству и оценке бизнеса