Экономически значимые организации: перечень и правила отнесения в 2024 году
Понятие экономически значимых организаций (ЭЗО) содержится в специальном законе — «Об особенностях регулирования корпоративных отношений в хозяйственных обществах, являющихся экономически значимыми организациями». Нормативный акт приняли полгода назад — он вступил в силу 4 сентября 2023 года.
Основная цель закона — разрешить россиянам, косвенным участникам важных для России компаний, через суд переводить на себя доли и акции иностранных структур, которые мешают управлять юрлицом.
Допустим, АО «IT-решения» подпадает под признаки ЭЗО. 70% акций юрлица принадлежат зарегистрированной на Кипре Invest Management. В то же время 30% акций кипрской фирмы владеет гражданин России Иванов, еще 30% у Петрова и 10% у Сидорова. Директор Invest Management заявляет, что «IT-решения» прекращают деятельность в России из-за угрозы санкций. Тогда «IT-решения» обращаются в арбитражный суд с иском об ограничении корпоративных прав кипрской фирмы.
После положительного решения суда акции Invest Management перейдут к «IT-решениям», а затем их распределят между Ивановым, Петровым и Сидоровым. В итоге кипрская фирма исключена из цепочки владения акциями — все они теперь принадлежат гражданам России, а компания полностью находится в российской юрисдикции.
Значимой с экономической точки зрения считается организация, которая имеет существенное значение для экономики России, ее суверенитета или безопасности. Юридически общество приобретает такой статус, когда правительство включает его в перечень ЭЗО. В список попадают юрлица, которые соответствуют трем критериям: размер, отрасль и участие в иностранном холдинге. Разберем каждый подробнее.
Закон распространяется только на крупных игроков рынка. Организация должна отвечать хотя бы одному критерию:
Дополнительно работа юрлица или его «дочки» должна быть значимой для общества или связана с определенной отраслью. Это условие выполняется, если организация:
Последнее условие касается участия граждан или резидентов России в иностранной холдинговой компании (ИХК) — иностранном юрлице, которому принадлежит не меньше 50% акций или доли в российской организации, претендующей на включение в перечень.
При этом иностранная компания должна быть связана с «недружественным» государством. К ним относится США, Австралия, Канада, Великобритания, все страны Евросоюза, Республика Корея, Япония — весь список есть в распоряжении правительства 05.03.2022 №430-р.
Доля участия российских граждан или резидентов в иностранном холдинге должна составлять:
Дополнительно к закону об ЭЗО Министерство экономического развития России разработало правила внесения российских юрлиц в реестр ЭЗО. Документ утвердило правительство постановлением от 01.11.2023 № 1836.
Включение компании в список ЭЗО происходит так. Отраслевой орган готовит мотивированное предложение о признании юрлица экономически значимым. В нем содержатся основные данные о фирме: ИНН, ОГРН, название, ОКВЭД. К предложению прикладывают выписку из ЕГРЮЛ, учредительные документы организации, финансовую отчетность, а также другие документы, которые подтверждают соответствие компании критериям ЭЗО.
Пакет документов направляют в Минэкономразвития. У ведомства есть 14 дней на изучение документов. Затем оно готовит проект акта о внесении фирмы в список и передает его правительству. Оно формирует перечень ЭЗО и утверждает его своим актом.
4 марта кабмин опубликовал реестр ЭЗО (распоряжение правительства от 01.03.2024 № 491-р). Пока в нем шесть организаций:
Заместитель министра экономического развития Илья Торосов отмечает, что постепенно перечень может расшириться. При этом количество ЭЗО вряд ли выйдет за пределы нескольких десятков компаний.
Список ЭЗО не касается большей части российских организаций. Для бизнеса есть более важные списки, например, санкционные. Контур.Фокус покажет, под санкции каких стран попал контрагент. Также сервис поможет отследить связанных с подсанкционными компаниями лиц: руководителей, участников, бенефициаров.
Дополнительно сервис покажет самые важные публичные списки, в которых есть потенциальный партнер. Из них вы узнаете, что контрагент отказался от моратория на банкротство, относится к стратегическим предприятиям или получил «золотую акцию» от государства.
Публичные списки контрагента в Фокусе
Если иностранная компания мешает экономически значимой организации вести хозяйственную деятельность или вовсе отказалась от управления, ее корпоративное участие в ЭЗО можно приостановить. Например, ИХК публично заявила о прекращении работы ЭЗО, соблюдает введенные «недружественными» странами санкции, расторгла ее важные договоры или перестала выполнять по ним обязательства.
Приостановление прав иностранной компании в ЭЗО происходит через суд. Госорган, акционеры ИКХ, акционеры или директор ЭЗО подают иск в арбитражный суд Московской области — он единственный рассматривает такие дела. Если суд вынесет решение в пользу истца, акции или доли иностранного юрлица в ЭЗО переходят к ней. У российских резидентов или граждан, которые косвенно участвовали в организации через ИКХ, появляться обязанность принять владение активами, у нерезидентов и неграждан — право.
Ряд последствий наступает и для иностранной компании. Она больше не может участвовать в собрании акционеров, распоряжаться акциями, получать дивиденды. Затем акции или доли, перешедшие ЭЗО, распределяют между физлицами в зависимости от их косвенного участия в ЭЗО.
Иностранная компания может через суд восстановить свои корпоративные права. Для этого ей нужно перестать мешать нормальной работе ЭЗО и предоставить в суд заверение, что такого больше не повторится.
Некоторые нормативные акты обязывают юрлиц раскрывать информацию или направлять данные в госорганы. Например, по закону «О бухучете» компании должны предоставлять в налоговую один экземпляр годовой бухгалтерской отчетности. В конце января этого года президент разрешил ЭЗО не исполнять обязанности по раскрытию информации, установленные разными законами (указ президента от 27.01.2024 №73). Послабление касается не только обществ. Обязанность снимут также с косвенных владельцев акций ЭЗО, которые обязаны или имеют право перейти к прямому владению. Однако если госорган запросит данные, их все-таки придется предоставить.
На данный момент к ЭЗО относятся меньше десятка компаний. Список может пополниться, но даже тогда законодательство об ЭЗО не затронет основную массу российского бизнеса.
Автор: Полина Романовских, юрист,