Рассказываем, как с помощью Контур.Фокуса продуктовый дистрибьютор настроил скоринговую проверку контрагентов по индивидуальным сценариям.
ТД «Аврора» — дистрибьютор товаров длительного хранения, на рынке более 30 лет. Сотрудничает с оптовыми и розничными компаниями по всей России. Большую часть клиентской базы составляют мелкорозничные магазины формата «у дома»: около 2 тысяч юрлиц и ИП.
Проверка субъектов малого бизнеса имеет свои особенности: индивидуальные предприниматели не публикуют свою финансовую отчетность, не всегда разбираются в нюансах налогообложения, работают только по постоплате. Всё это создает для поставщика повышенные риски невозвратной дебиторской задолженности и требует повышенного контроля за изменениями в деятельности таких клиентов. Дополнительная сложность в том, что оценивать субъектов МСП нужно по определенным критериям, учитывающим специфику малого бизнеса.
Андрей Светлов, генеральный директор ТД «Аврора».
В ручном режиме проверить 2 тысячи контрагентов, качественно отследить изменения, которые у них происходят не представляется возможным. Можно проверить клиента на входе при заключении договора, но не менее важно отслеживать его изменения и потом.
Как правило, проблемы, связанные с финансовым состоянием, не появляются у клиентов одномоментно. Для снижения таких рисков можно анализировать финансовую отчетность, но ИП ее не раскрывает. Как быть? Следить за арбитражными делами. Но в арбитраж попадают дела самого разного характера: административные нарушения по продаже алкоголя, договорам аренды…
Наличие таких дел слабо влияет на коммерческую составляющую. Но если появились дела в качестве ответчика — это уже тревожный сигнал. Если контрагент в этот момент не попадет под выборочное наблюдение, есть риск узнать о проблемах, только когда он начнет задерживать оплату и перестанет платить совсем.
Чтобы снизить такие риски, компания начала искать сервис для автоматизированной проверки контрагентов. Он должен был отвечать двум критериям:
а) возможность настройки по заданным параметрам;
б) учитывать специфику проверки субъектов малого бизнеса.
Для решения своей задачи ТД «Аврора» выбрал скоринговую проверку в Контур.Фокусе. На выбор, в первую очередь, повлияла возможность автоматизировать проверку по заданным критериям и задавать уровни риска по каждому из них.
Андрей Светлов, генеральный директор ТД «Аврора».
Мы можем игнорировать какую-то административку, понимая, что для нас это очень умеренный фактор риска. Или мы можем ее учитывать, но с каким-то более низким коэффициентом. А еще можем, например, жестко реагировать на арбитражи по долгам именно по договорам поставки. Конечно, это только один пример. Таких факторов очень много, нужно ориентироваться на специфику бизнеса.
Также в пользу Скоринга также сыграл удобный интерфейс решения: все маркеры риска разбиты по категориям: финансовое состояние, активность организации, требование к организации и от нее, данные по связанным организациям. Всё это упрощает настройку моделей проверки разными специалистами.
Андрей Светлов, генеральный директор ТД «Аврора».
Сложно найти такого специалиста, который смог бы оценить контрагентов в комплексе: юрист смотрит на одни критерии, бухгалтер на другие, отдел продаж на третьи. Скоринговую модель могут настраивать разные специалисты. Можно собрать совещание или дать каждому отделу задачи последовательно. Если модель настроена правильно, отражает реальную картину: ставит красные индикаторы проблемным контрагентам, зеленые — тем, по которым рисков нет, и подходит нашей специфике, то это сокращает вероятность конфликтов между отделами. Просто потому что мы реагируем именно на те риски, которые действительно важны.
С помощью Скоринга ТД «Аврора» автоматизировал мониторинг за 2 тысячами контрагентов. Чтобы сделать выгрузку достаточно ИНН и нажатия одной кнопки.
Андрей Светлов, генеральный директор ТД «Аврора».
Мы прогоняем весь этот массив через настроенную заранее скоринговую модель и получаем список из 20-30 компаний, по которым сработали какие-то тревожные индикаторы. Эти рисковые компании мы направляем на дополнительную проверку службе безопасности, комплаенса, специалистам, которые занимаются управлением дебиторской задолженности.
В компании посчитали экономический эффект от использования Скоринга: какие затраты могли грозить компании при несвоевременном выявлении рисков.
Андрей Светлов, генеральный директор ТД «Аврора».
С помощью Скоринга за месяц мы выявляем 8-10 проблемных клиентов.Средняя сумма задолженности у мелкорозничного клиента 30 тыс.рублей. Даже самый простой судебный процесс обходится в 20—25 тыс. рублей. Идти с такой задолженностью в суд нерентабельно.
За счет выявления рисков до образования такой проблемной задолженности, мы за год экономим около трех миллионов. И это без учета увеличения процента взыскиваемых денег при должном реагировании в арбитражном процессе, факторов риска, связанных с государственными органами, штрафы от которых тоже могут исчисляться миллионами. Конкретный экономический эффект можно просчитать на своем предприятии и сделать вывод, нужно внедрять у себя скоринговую оценку или нет. Для нас совершенно очевидно, что это необходимо.
Ирина Ахметшина, автор статей для Контур.Фокуса