Покупка франшизы привлекает своей простотой. Кажется, что стоит вложить деньги в уже готовый бизнес и прибыль не заставит себя долго ждать. Но есть нюансы. Разбираемся, на что обратить внимание до запуска бизнеса по франшизе.
Франшиза — это способ ведения бизнеса, основанный на использовании уже отработанной бизнес-модели, готового бренда, опыта и технологии другой компании. Во франчайзинге всегда есть две стороны: франчайзер — владелец бизнеса и франчайзи — покупатель франшизы. За плату он получает набор прав и инструментов:
Например, предприниматель хочет открыть кофейню. У него есть деньги, но опыта в общепите нет. Он покупает франшизу у кофейни «Капучино» и получает право использовать логотип компании, технологические карты по изготовлению напитков и десертов, контакты продавцов кофе. Теперь у предпринимателя есть четкие инструкции, как начать и вести бизнес. За это он заплатит фиксированную сумму — паушальный взнос, а в дальнейшем будет периодически отчислять продавцу франшизы процент от выручки — роялти.
В российском законодательстве нет понятия «франшиза», но на практике эта модель ведения бизнеса применяется. Юридически оформляется она по-разному: договором коммерческой концессии или ноу-хау, агентским или лицензионным договором или другим.
Не каждая франшиза будет приносить прибыль. Если у франчайзера нет продуманного бизнес-плана, многолетнего опыта работы, отлаженных бизнес-процессов, франчайзи может впустую потратить деньги. Франшизы без практического опыта и четких инструкций, которые хотят заработать на паушальных платежах и не рассчитывают развивать бизнес через франчайзи, называют пустышками.
Чтобы окупить затраты на франшизу и заработать на ней, до покупки нужно тщательно проверить не только владельца бизнеса, но и франчайзи. Проверка франшизы перед покупкой поможет избежать сотрудничества с пустышками и мошенниками.
Перед сделкой нужно запросить как можно больше информации у владельца бизнеса. Но чтобы проверка франшизы была полной и объективной, стоит изучать данные из разных источников. Если возможно, информацию от франчайзера лучше подтверждать данными из общедоступных ресурсов.
Проверять нужно не только владельца франшизы, но и франчайзи. Так вы будете уверены, что у других компаний получилось реализовать бизнес-модель франшизы.
Успех франшизы зависит не только от продуманного бизнес-плана, но и от ситуации на рынке. Перед тем как запускать бизнес, оцените спрос на товары или услуги у целевой аудитории, изучите конкурентов. Для этого можно использовать данные Росстата, исследования маркетинговых агентств, сведения о количестве пользовательских запросов в поисковых системах. С учетом анализа выбирайте франшизу в конкурентоспособной сфере.
Теперь нужно проверить франшизу на мошенничество и удостовериться в реальности бизнеса. Он должен быть юридически оформлен и зарегистрирован. Зайдите на сайт ФНС, найдите потенциального партнера по ИНН, ОГРН или названию. Сервис позволяет скачать выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП на компьютер. Изучите документ: в нем не должно быть данных о прекращении деятельности организации. Если франчайзера удалось найти по реквизитам, а в выписке нет сведений о ликвидации, бизнес действующий и работает легально.
Запись в ЕГРЮЛ о том, что компания прекратила деятельность
Контур.Фокус позволяет не только скачать выписку из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, но и узнать больше о франчайзере. Например, проверить наличие лицензии, долги по налогам, зарегистрированные на компанию товарные знаки.
В выписке из ЕГРЮЛ или ЕГРИП написана дата регистрации юрлица или ИП. Она указывает на то, сколько времени действует бизнес. Если предприятию меньше года, покупать у него франшизу не стоит: этого времени недостаточно, чтобы удостовериться в успехе бизнес-модели. Чем дольше работает франчайзер, тем лучше: так вы будете уверены, что процессы в компании отлажены и бизнес действительно приносит прибыль.
Но бывает так, что сначала бизнес оформили на одно юрлицо, а затем перевели на другое. Поэтому дополнительно стоит посмотреть на связанные организации. О том, где их посмотреть, рассказываем ниже.
Компания зарегистрирована более десяти лет назад — это хороший признак
Чтобы больше узнать о франшизе, изучите следующую информацию о франчайзере:
Все эти данные можно посмотреть в Контур.Фокусе. Информация о контрагенте собрана в карточке компании: вам не придется использовать множество ресурсов, чтобы собирать сведения о франчайзере.
Собрать информацию стоит и об учредителях франчайзера. Это могут быть как люди, так и организации. Проверьте их на массовость: в каком количестве компаний они участвуют. Если компания или человек владеют долями в нескольких организациях, это не всегда говорит об их недобросовестности. Но в совокупности с другими факторами это может указывать на фирму-однодневку. Проверить учредителя на массовость можно в сервисе «Прозрачный бизнес» в разделе «Участие в ЮЛ».
При проверке обратите внимание на директора франчайзера. Его тоже можно проверить на массовость. Если человек руководит десятками компаний, возможно, он номинальный и на самом деле не имеет отношения к контрагенту.
Чтобы узнать, что думают о франшизе клиенты и партнеры, почитайте отзывы в Google, Flamp, Яндекс, 2ГИС. Из негативных отзывов можно понять, на что жалуются клиенты больше всего, какие есть слабые места у бизнеса и как компания реагирует на претензии. Возможно, представители франшизы попадали в резонансные неприятные ситуации — об этом можно узнать из публикаций СМИ.
Проверить франшизу перед покупкой поможет Контур.Фокус. Сервис соберет всю информацию о контрагенте в одном месте: ее не придется по крупицам собирать в разных источниках.
Если у организации есть или были исполнительные производства, Фокус выделит их в отдельную вкладку. Из нее можно узнать, какие долги взыскивают с контрагента прямо сейчас и по каким основаниям. Информация поступает с официального сайта ФССП, так что в достоверности данных сомневаться не придется.
Активные и исторические исполнительные производства в Фокусе
В сервисе доступны данные о связях контрагента с компаниями и людьми. Их тоже нужно проверить: долги могли перевести на связанную с франчайзером компанию, чтобы бизнес выглядел привлекательнее. Стоит проверить и финансовые показатели связанных организаций, чтобы понять, насколько франшиза успешна и перспективна. Чтобы было проще разобраться, Фокус визуализирует связи.
Связи в Фокусе
Еще в Фокусе есть финансовый анализ контрагента. Он включает не только данные бухгалтерского баланса, но и аналитику. Сервис показывает динамику финансов российской компании за несколько лет, а также место организации в отрасли. Эти данные помогут удостовериться, что франчайзер предоставляет достоверную информацию о финансовом состоянии компании.
Также сервис покажет, в каких судебных делах участвовал франчайзер и чем они закончились. На одной странице можно узнать предмет спора и скачать судебное решение.
Судебные дела в Фокусе
Перед сделкой запросите у франчайзера следующие документы:
До заключения договора обсудите с франчайзером:
Финансовая модель франшизы отражает экономические показатели ведения бизнеса. Хорошо, если они расписаны в динамике как минимум за один год, даже если проект окупается за более короткий срок — это позволит проанализировать цифры с учетом сезонных факторов.
В финансовую модель закладывают инвестиции на запуск бизнеса, ежемесячные доходы и расходы, в том числе размеры паушального взноса и роялти, рентабельность и окупаемость предприятия. Наиболее удобный вариант для потенциального франчайзи — финмодель в виде таблицы, в которой можно самому менять значения. Ведь в зависимости от территории численность населения, стоимость аренды и сырья могут различаться. Покупатель сможет адаптировать финансовую модель под себя, чтобы оценка франшизы была более точной.
Франчайзи, которые сотрудничают с франчайзером прямо сейчас, — это наглядный пример того, как ситуация может развиваться у вас. Запросите данные о партнерах у владельца бренда или найдите их сами — иногда сведения о них есть на сайте франчайзера. Если есть возможность, пообщайтесь с партнерами лично: узнайте о проблемах бизнеса, сложностях его запуска и сотрудничества с франчайзером, реальной окупаемости проекта.
Посмотрите на франшизу глазами клиента — попробуйте купить товар или заказать услугу у действующего франчайзи. Обед в ресторане, стрижка в салоне, сеанс массажа — так можно понять, что вы сами будете предлагать клиентам в будущем.
Условия сделки с франчайзером необходимо закрепить в договоре. Перед подписанием внимательно его изучите. Особое внимание обратите на права и обязанности сторон — в нормальных деловых отношениях их объем примерно одинаков. Посмотрите, какие предусмотрены штрафы или пени, в каком порядке происходит оплата по договору и его расторжение. Важно и то, как франчайзер будет контролировать деятельность франчайзи.
Если по франшизе вы получаете права на интеллектуальную собственность — товарные знаки, ноу-хау, патенты — это тоже должно быть прописано в договоре. Переход исключительных прав регистрируется в Роспатенте, в соглашении необходимо отразить и это.
Покупка франшизы может стать выгодным вложением как для новичка, так и для опытного предпринимателя. Требования франчайзера могут ограничивать бизнес в свободном принятии решений, зато на многом получится сэкономить: разработке фирменного стиля, стандартов оказания услуг. Не стоит забывать проверить франшизу онлайн и по документам. Изучение юридических и экономических аспектов проекта позволит снизить риск убытков и повысить шансы на то, что проект окажется прибыльным.
Автор: Полина Романовских, юрист