Китайский рынок привлекает российский бизнес недорогой продукцией и разнообразием товаров. Но из-за незнания местных особенностей и языкового барьера можно наткнуться на недобросовестного поставщика или даже мошенника. Рассказываем, как подготовиться к сотрудничеству с компанией из Китая.
После долгих поисков компания нашла поставщика из Китая с подходящими товарами по выгодным ценам. Однако перед тем как заключить сделку, нужно проверить китайскую компанию на благонадежность. Если этого не сделать, возможны следующие риски:
На первый взгляд, всё в порядке: карточки товара оформлены красиво, на сайте компании указаны контакты и реквизиты. Но потом оказывается, что самой организации и товара не существует, а поставщик исчез, как только получил аванс. Если проверить достоверность контактов и реквизитов компании заранее, вычислить мошенников получится до заключения договора.
Сделка состоялась, российская компания ждет поставку товара. Но тут начинаются проблемы: контрагент срывает сроки или привозит некачественную продукцию. Если заранее изучить отзывы о потенциальном партнере и его судебные споры, риск сотрудничества с неблагонадежной организацией можно снизить.
Сотрудничество с таким контрагентом чревато финансовыми потерями. Покупать товар у компании-посредника менее выгодно, чем напрямую у китайского производителя. Чем больше цепочка организаций между покупателем и производителем, тем выше цена. Предварительная проверка китайской компании поможет выяснить: она сама производит продукцию или просто перепродает ее.
Допустим, что российская компания планирует расширять масштабы бизнеса и продавать товар в Китай. Находит китайского покупателя. Часть денег он внес в качестве предоплаты, остальное обещал заплатить после получения товара. Покупатель получает продукцию, но оказывается, что оставшуюся сумму заплатить не может: уже несколько лет компания несет убытки или находится в процессе банкротства. Изучение финансового состояния китайского контрагента до сделки поможет избежать таких проблем.
Китайская компания может экспортировать и импортировать товары только на основании лицензии. Если заранее не проверить наличие разрешения у поставщика, на таможне товар через границу не пропустят. Информацию об экспортной лицензии контрагента поможет узнать Контур.Фокус.
Проверка китайского контрагента начинается с изучения доступной информации о нем. Некоторые данные о потенциальном партнере можно собрать, не связываясь напрямую с поставщиком.
Онлайн-торговля в Китае развита хорошо, поэтому у поставщика наверняка есть свой сайт или страница на торговой онлайн-площадке, например, Alibaba.com, Taobao.com, 1688, Made-in-China. Лучше, чтобы компания была представлена на разных ресурсах — так вы сможете сравнить информацию. Если данные об организации и товарах повторяются, скорее всего, перед вами реальный поставщик, а не мошенник.
Вот, на что еще нужно обратить внимание при изучении сайта или страницы компании:
Даже если поставщик работает на экспорт, основная версия сайта должна быть на китайском языке. Сайт китайской компании исключительно на английском должен насторожить — он может принадлежать мошенникам. Сайты фирм, торгующих преимущественно на внутреннем рынке, зачастую представлены только на китайском языке. Зато такие поставщики могут предлагать товары по более выгодным ценам.
Изучите сайт китайской компании: как часто обновляется информация, с какой периодичностью появляются новости, есть ли на нем реклама других ресурсов. Сайт должен иметь структуру и разделы. Одностраничный сайт может указывать на мошенников — как правило, они не вкладывают в него много ресурсов.
Важные данные можно найти в разделе «Контакты» или «О компании». Хорошо, если там указаны адрес, номер телефона и другие реквизиты компании — их можно проверить на достоверность.
Оно может отличаться от наименования магазина или бренда — это нормально. Важно, чтобы название организации на сайте совпадало с наименованием юрлица, на которое будет заключаться договор. Иначе получится так, что компания рассматривала предложение от одного поставщика, а договор заключает с другим, о котором ничего не знает.
Проверьте, как давно появился сайт и кому он принадлежит. Для этого воспользуйтесь российским или китайским Whois-сервисом. Чем раньше сайт был зарегистрирован, тем лучше. Оптимальная ситуация, когда домен принадлежит юридическому лицу, которое указано на сайте или странице поставщика. Но если владельцем числится физическое лицо, которое с поставщиком никак не связано, или данные о нем скрыты, стоит насторожиться.
Если удалось найти сайт поставщика, а не страницу на торговой площадке, проверьте, указаны ли на нем данные ICP-лицензии — специального разрешения, которое необходимо для создания сайта в Китае. Без лицензии нельзя разместить сайт в интернете, в противном случае провайдер его заблокирует.
Китайские компании часто указывают номер ICP-лицензии в «подвале» сайта.
Изучите отзывы о поставщике на торговых площадках. Особое внимание обратите на негативные отзывы: что не устроило партнеров или клиентов при работе с организацией. Ориентироваться только на отзывы на официальном сайте компании не стоит. Как правило, там публикуются только положительные.
Поищите информацию через поисковую систему. К названию организации добавьте слова «scam» (мошенничество), «cheat» (обман) или «dishonest» (нечестный) — это поможет узнать о ее участии в незаконных схемах или недобросовестном поведении.
Иногда компании любят хвастаться своим сотрудничеством с деловыми партнерами, как правило, крупными известными брендами. Воспользуйтесь этим: если в профиле поставщика есть перечень контрагентов, изучите его. Возможно, кто-то из них вам знаком, и можно расспросить об опыте сотрудничества с потенциальным контрагентом.
В Китае каждая компания, которая хочет вести бизнес, должна получить лицензию на коммерческую деятельность. Документ включает в себя:
Лицензии китайских фирм могут выглядеть по-разному, поскольку формат документов несколько раз менялся. Однако вне зависимости от формы на лицензии крупными буквами должно быть написано «营业执照» — с китайского переводится как «бизнес-лицензия».
Каждая организация получает на руки две лицензии в бумажном виде: одна считается оригиналом, другая — дубликатом. Оригинал выдают в формате А3, дубликат чуть меньше — в формате А4. Из-за размеров оригинал используют нечасто. Как правило, он хранится в документах или висит на видном месте в штаб-квартире компании. Дубликат же чаще используют в обороте: передают бизнес-партнерам, банкам или госорганам. Содержание и юридическая сила у оригинала и дубликата лицензии одинаковые.
В среднем бизнес-лицензия действует 20–30 лет. Этот срок определяет тот, кто создает организацию. Когда срок подходит к концу, компания продлевает лицензию, если хочет продолжать деятельность. Если этого не сделать, бизнес будет незаконным.
В Китае нет официального онлайн-ресурса, на котором хранятся бизнес-лицензии компаний. Увидеть документ в интернете получится только в случае, если организация сама разместила его у себя на сайте, но это бывает нечасто. Чтобы ознакомиться с бизнес-лицензией, запросите ее у китайского партнера. Это обычная деловая практика.
Если у фирмы есть бизнес-лицензия, информацию о ней можно узнать в Контур.Фокусе, не обращаясь напрямую к контрагенту.
У китайского поставщика есть три основных реквизита:
Название. У каждой организации из Китая есть название на китайском языке. Оно имеет четкую структуру и состоит из четырех элементов: местоположение компании, наименование, сфера деятельности, организационно-правовая форма. Если этой структуры нет в названии китайского поставщика, возможно, оно не настоящее.
Компания также вправе иметь официальное название на английском языке, однако его регистрируют редко. Как правило, в интернете компания указывает английский перевод китайских иероглифов, поэтому названия на разных ресурсах могут различаться.
Адрес. Юридический адрес организации можно найти в бизнес-лицензии. Однако фактический адрес не всегда с ним совпадает. Например, по юридическому адресу может находиться головной офис компании, а по фактическому — завод или фабрика по производству продукции. Как правило, даже если адреса не совпадают, они находятся недалеко друг от друга или в пределах одной провинции. Если же они расположены в разных частях страны, возможно, компания — посредник, а не производитель.
Введите адрес поставщика в строку поиска онлайн-карт Google или Baidu и посмотрите, что по нему находится. Если контрагент позиционирует себя как фабрику или завод, а ни по юридическому, ни по фактическому адресу производственного комплекса нет, возможно, поставщик сообщает недостоверную информацию.
Регистрационный код. В Китае при регистрации каждой компании присваивается Unified Social Credit Code (USCC) — Единый код социального кредита. Он уникален и не может повторяться у двух разных компаний, поэтому его удобно использовать для дальнейшего поиска и проверки информации о китайском контрагенте.
Имейте в виду, что организации, зарегистрированные в Гонконге, Макао и Тайване, не имеют единого социального кода, поскольку каждая из территорий — это самостоятельная юрисдикция. Код социального кредита имеет определенную структуру и состоит из 18 знаков и включает как цифры, так и буквы.
Компании далеко не всегда указывают код на сайте или странице на торговой площадке. Чтобы узнать регистрационный номер, запросите у поставщика бизнес-лицензию.
Иногда можно встретить 15-значный цифровой регистрационный код компании. Их присваивали организациям до 2015 года, а после перешли на Единый код социального кредита.
Если к сайту и отзывам нареканий нет, запросите у контрагента документы. Чем больше потенциальный поставщик готов предоставить документов, тем выше вероятность, что он окажется надежным партнером.
У каждой китайской компании должен быть стационарный номер телефона — его может получить только зарегистрированная организация. Даже если вы общаетесь с представителем компании по мобильной связи или через мессенджер, например, популярный в Китае WeChat, запросите у него номер стационарного телефона. Позвоните по нему и задайте несколько несложных вопросов: с представителем какой компании общаетесь, чем она занимается, кто ей руководит, где находится производство.
Проблема может возникнуть из-за языкового барьера: с представителем китайской организации не всегда получится пообщаться на английском, тогда придется обратиться за помощью к переводчику. Информация, предоставленная по телефону, не должна отличаться от той, что есть на сайте.
Помимо номера телефона стоит запросить адрес электронной почты. Вопросы по сделке лучше обсуждать по e-mail, а не через мессенджеры. В случае возникновения споров переписка в мессенджере не будет выглядеть убедительно для суда. Следите за тем, чтобы эта же электронная почта была указана в договоре как контакт для деловой переписки. И номер телефона, и e-mail китайской фирмы доступны в бизнес-справке Фокуса.
Красивые фото товаров на сайте выглядят выигрышно, однако не всегда отражают реальную картину. Попросите у поставщика снимки готовой продукции, тары и упаковки, фотографии товара на разных этапах производства. Лучше, чтобы фото были сделаны на заводе или фабрике, где фирма производит товары.
Еще можно созвониться с поставщиком по видеосвязи и попросить показать, как проходит производственный процесс. Всё это поможет удостовериться, что вы имеете дело с реальным поставщиком, а не мошенником или посредником.
Сразу заказывать партию товара у непроверенного китайского поставщика рискованно: в действительности товар может отличаться от того, что изображено на картинках, а продукция может оказаться некачественной. Чтобы снизить риски, попросите контрагента отправить образцы товара — так вы будете понимать, за что платите. Китайские компании предлагают разные условия: образцы могут быть как платными, так и бесплатными. Поставку пробных экземпляров можно организовать через международные службы доставки.
Детально проверить китайскую компанию поможет Контур.Фокус. Сервис предлагает два варианта: получить базовую информацию о контрагенте или заказать бизнес-справку с расширенными сведениями о компании.
Найти основные данные о китайском партнере в сервисе можно бесплатно. По одному из реквизитов получится узнать название компании на английском и китайском языках, регистрационный номер и адрес. Если вам удалось найти юрлицо в сервисе, значит, вы имеете дело с зарегистрированным бизнесом.
Узнать о контрагенте из Китая больше поможет бизнес-справка. Вся информация о компании собрана в одном документе: вам не придется искать ее по разным источникам. Сервис подготовит справку за несколько дней.
Больше информации о контрагенте из Китая вы найдете в бизнес-справке. Она содержит много разных данных об организации: судебные споры, контактные данные, финансовые показатели — этого достаточно, чтобы понять, стоит заключать сделку с компанией или лучше обойти ее стороной. Анализируйте информацию в совокупности, чтобы составить наиболее полное представление о контрагенте.
Посмотреть пример бизнес-справки
В бизнес-справке также указан кредитный рейтинг организации. Он показывает, насколько рискованно сотрудничать с компанией. Чем степень риска ниже, тем выше шанс, что компания будет добросовестно исполнять обязательства по договору. Фокус выделяет негативные и положительные факты о контрагенте. Оцените их соотношение: насколько существенны преимущества и незначительны недостатки.
Также важно анализировать таможенную информацию и данные о финансовом состоянии китайской компании. Фокус покажет, есть ли у организации разрешение на импорт или экспорт, таможенный код, срок действия таможенной декларации, а также виды деятельности при перевозке товаров через границу. Так вы будете уверены, что контрагент может экспортировать и импортировать товары без посредников. В бизнес-справке вы найдете и финансовые показатели организации за несколько лет. Они помогут понять материальное положение партнера: несет ли он убытки из года в года или планомерно развивается.
Проверить китайского поставщика помогут официальные государственные реестры. Вот некоторые из них:
После того, как вы изучили сайты контрагента, запросили документы и проверили информацию по официальным сервисам, остается решить: заключать с ним сделку или нет. Вот чек-лист негативных факторов, на которые стоит обратить внимание при принятии решения:
Принимать решение только лишь по одному негативному факту не стоит, нужно анализировать их в совокупности. Однако если тревожных звонков несколько, заключать сделку с поставщиком из Китая рискованно.
Сотрудничество с китайской компанией — серьезный шаг, который требует вложения материальных и временных ресурсов. Даже проверка китайского поставщика может вызвать сложности: не все ресурсы получится использовать из-за незнания языка или невозможности зарегистрироваться. Изучить организацию из Китая поможет Контур.Фокус. Вам останется только проанализировать данные и решить, стоит ли заключать сделку с китайским контрагентом.
Автор: Полина Романовских, юрист