Аудит поставщика или покупателя необходим для оценки рисков и корректировки условий сотрудничества. Как убедиться в том, что поставщик вовремя поставит товар, а покупатель своевременно рассчитается, разберемся в статье.
Поставщик — это компания, которая поставляет вам товары, выполняет работы или оказывает услуги. Даже предпринимателю, занимающемуся пошивом кукол, нужны несколько партнеров: один занимается поставками материалов, другой обеспечивает услуги по доставке до покупателей и так далее.
Неисполнение контрагентом некоторых обязанностей, например, уборка офиса или оцифровка бумажных документов, сильного влияния на бизнес компании не окажут. А вот другие — например, поставка уникального товара, ремонт производственного участка — могут подорвать деятельность компании. Иногда неисполнение обязанностей со стороны поставщика приводит к тому, что организация не может исполнить обязательства перед своим покупателем.
Риски работы с недобросовестным поставщиком:
Избежать этих рисков полностью нельзя. Однако аудит минимизирует эти проблемы.
Проверка проходит в несколько этапов. Для этого можно проанализировать информацию из открытых источников.
Начните проверку с запроса учредительных документов. Для юридического лица это:
У ИП перечень документом будет меньше:
С самозанятыми физлицами всё еще проще, запросите:
Первое — нужно убедиться, что фирма действительно существует и ведет реальную деятельность.
Наличие ИНН — не показатель, недобросовестная организация может предоставить вам идентификатор уже ликвидированной компании. И если не проверить факт ликвидации, компания, вероятно, потеряет свои деньги.
Проверить основную информацию о поставщике можно с помощью официального сервиса ФНС «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ / ЕГРИП в электронном виде». По ИНН, ОГРН, ОГРНИП или наименованию компании можно получить выписку из госреестра, где будет указана основная информация о его деятельности.
Внимательно смотрим на следующую информацию:
Данных сведений будет достаточно, чтобы сформировать первое мнение о партнере. Отлично, если поставщик работает несколько лет, у него есть необходимые лицензии,ОКВЭД, соответствующие осуществляемой деятельности, а у вас есть контакт с лицом, имеющим право действовать без доверенности.
В ЕГРЮЛ / ЕГРИП нет информации о самозанятых физлицах. Проверить статус плательщика налога на профессиональный доход можно с помощью официального сервиса ФНС.
У налоговой есть официальный сервис для аудита потенциальных партнеров — «Прозрачный бизнес: проверь себя и контрагента».
Сервис подтягивает данные из ЕГРЮЛ / ЕГРИП, «Вестника государственной регистрации», ГИР БО и других государственных реестров. В дополнение к ЕГРЮЛ / ЕГРИП можно узнать следующую информацию о потенциальном партнере:
Например, компании с нулевой выручкой, одним сотрудников и с налоговыми правонарушениями — плохой вариант для сотрудничества.
Информацию о судебных делах, где участвовал потенциальный поставщик, можно найти в «Картотеке арбитражных дел». Поиск работает по ИНН, ОГРН или наименованию.
Судебные дела в картотеке разбиты на 3 группы:
В рамках одного судебного дела можно занимать одну из ролей:
Работа с партнером, выступающим ответчиком в рамках дела о банкротстве, несет серьезные риски в виде оспаривания совершенных с ним сделок. Процедура банкротства регулируется Федеральным законом от 26.10.2002 года № 127-ФЗ.
Далеко не всегда наличие судебных разбирательств — это отрицательный фактор для сотрудничества. Каждая компания имеет право отстаивать свои интересы и спорить в суде с другими организациями или государственными органами.
Однако, если в отношении потенциального партнера подано много исков о неисполнении обязанностей по договорам — возникают сомнения в его добросовестности.
В РНП попадают предприниматели и организации, которые не смогли исполнить свои обязательства по государственному контракту в рамках:
Работать с контрагентами из РНП законодательство не запрещает. Но при сотрудничестве необходимо оценить возможные риски. Ведь если поставщик не исполнил обязательство перед госзаказчиком, осознавая все возможные риски, нет гарантий, что он исполнит обязательства перед вами.
Покупатель — это лицо, приобретающее у вашей компании товары, работы или услуги. Это та группа партнеров, которая формирует выручку компании.
Основной риск работы с недобросовестным деловым партнером — это неполучение денег за отгруженные товары или выполненные работы. Несколько таких «партнеров-неплательщиков» могут довести добросовестную компанию даже до банкротства.
Аудит деятельности покупателя проводим по аналогии с проверкой поставщика. Запрашиваем учредительные документы, проверяем информацию из ЕГРЮЛ / ЕГРИП и «Прозрачного бизнеса». И только потом переходим к другим источникам.
В картотеке изучаем судебные дела покупателя. В первую очередь интересуют гражданские и административные дела партнера в роли истца и ответчика.
Анализируем, как часто покупатель выступает ответчиком в делах, где от него требуют погасить задолженность. Наличие таких дел свидетельствует о том, что организация не всегда своевременно и полностью рассчитывается по долгам.
Смотрим также на те дела, где покупатель выступает истцом и требует деньги с других организаций. Если сумма таких исков велика, значит, у него большая кредиторская задолженность. Есть риск, что он столкнется с кассовым разрывом и не сможет своевременно заплатить вашей компании.
На портале ЕИС.Закупки можно найти информацию о закупках государственных заказчиков, государственных корпораций, унитарных предприятий и компаний с участием государства. Полезно узнать, что обычно закупает поставщик и как быстро производит оплату.
Кроме того, можно проанализировать конкурентную среду: узнать, сколько поставщиков у покупателя и какой на какой процент снижается сумма контракта при проведении аукционов, конкурсов и котировок.
Когда у компании большая база клиентов и поставщиков, ручной сбор данных по открытым источникам отнимает много ресурсов. Решить эту проблему может автоматизированная проверка контрагентов. Например, API Контур.Фокуса. Программа собирает информацию о компании из открытых источников и загружает ее прямо в вашу информационную систему. Вы получаете все данные в одном окне. Это существенно экономит время и позволяет избежать ошибок из-за человеческого фактора.
Также с помощью данных API Контур.Фокуса можно автоматически проверять связи контрагента как по руководителям, так и по учредителям. Это удобно при анализе вновь зарегистрированных компаний. Построить такое дерево связей вручную — долго и сложно.
Данные API Контур.Фокуса позволяют составить подробное досье на контрагента и принимать взвешенные решения о сотрудничестве.
Проверка поставщика и покупателя помогает избежать работы с недобросовестными контрагентами и снизить риски для бизнеса. При этом важно оценивать благонадежность как потенциальных деловых партнеров, так и действующих, чтобы своевременно корректировать условия сотрудничества.
Михаил Кобрин, эксперт по финансовому контролю, банкротству и оценке бизнеса