Понятие фирмы-однодневки достаточно часто употребляется в бизнесе, хотя единого определения этого термина не существует. Вместе с юристом Еленой Хлыстуновой разбираемся, по каким признакам вычислить однодневку и какими могут быть последствия сотрудничества с таким контрагентом.
Первые однодневки возникли в России еще в 90-х — во время предпринимательского бума. В основном их использовали мошенники для обналичивания денег. Со временем такие фирмы стали создавать недобросовестные предприниматели, чтобы избежать уплаты налогов. Компании появлялись, через них проводили нужные операции, а потом фирмы бросали. Так и возникло название «однодневки».
До сих пор в российском законодательстве не приняли единое определение для фирм-однодневок. Но в бизнесе понятие употребляется настолько часто, что государственные органы тоже оперируют им в официальных документах.
Например, ФНС определяет фирму-однодневку как юрлицо, которое не обладает фактической самостоятельностью, создается не для ведения предпринимательской деятельности, не сдает отчетность и зарегистрировано по массовому адресу (Письмо ФНС от 24.07.2015 № ЕД-4-2/13005@).
В Письме 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@ ФНС описала новый термин для обозначения такого рода компаний, назвав их «техническими». В этой статье мы будем говорить о фирмах-однодневках, так как это понятие наиболее точно отражает характеристики недобросовестного контрагента.
Недобросовестные компании искусственно включают однодневок в цепочку хозяйственных связей. Задача фирмы-однодневки — создать фиктивный документооборот, чтобы подтвердить мнимые операции контрагента. Схема позволяет ему получить необоснованную налоговую выгоду.
Фирму-однодневку могут создать для совершения одной операции и ликвидировать сразу после ее проведения. Или оставить «работать» дольше, чтобы привлечь к нескольким сделкам.
Критерии, по которым можно отнести фирму к однодневкам, на законодательном уровне не закреплены. Мы выделили эти признаки на основе правоприменительной и судебной практики, сложившейся в России:
Если при проверке контрагента вы выявили эти признаки, обратите на них пристальное внимание. Запросите у будущего партнера дополнительные сведения, которые подтвердят добросовестность контрагента.
Основной риск в том, что однодневка не собирается платить по договору. После заключения контракта такая компания может получить аванс и скрыться. А значит, добросовестный контрагент понесет убытки.
Риски не ограничиваются только финансовыми потерями. Из-за сотрудничества с фирмой-однодневкой можно попасть в реестр недобросовестных компаний. Это скажется на деловой репутации.
Ситуация осложняется тем, что если контрагент окажется однодневкой, налоговая может признать заключенные сделки недействительными. Это значит, что ФНС потребует доплатить налоги. Плюсом к этому начислит пени и выпишет штраф, размером до 40 % от суммы неуплаченных налогов.
Кроме того, ФНС может расценить сотрудничество с однодневкой как способ уклонения от уплаты налогов. За это предусмотрена уголовная ответственность (ст. 199 УК РФ).
Обычно налоговая признает фирмы однодневками по результатам проверки. Основаниями для этого служат сомнительные сделки (невыгодные, нецелесообразные для исполнения) или недобросовестное поведение самой компании.
Даже если контрагент оказался фирмой-однодневкой, ФНС должна доказать, что вы не проявили коммерческую осмотрительность и знали о нарушениях контрагента. Только в таком случае вам могут доначислить налоги.
В судебной практике достаточно много разбирательств по обвинению налогоплательщиков в сотрудничестве с фирмами-однодневками и лишением добросовестных компаний вычетов по НДС, расходов по налогу на прибыль. Рассмотрим несколько дел, которые дошли до Верховного суда РФ.
ФНС провела выездную проверку ООО «Э». Налоговая пришла к выводу, что между обществом и шестью компаниями с признаками однодневок не было реальных хозяйственных операций.
Вот какие признаки однодневок выявила инспекция:
Суды решили, что общество создало формальный документооборот, чтобы получить необоснованную налоговую выгоду. Она выражалась в завышении налоговых вычетов по НДС и занижении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Верховный суд РФ поддержал позицию налоговой и нижестоящих инстанций, оставив решение ФНС в силе. Обществу доначислили недоимки по налогу на прибыль в размере 53 млн рублей, по налогу на добавленную стоимость 32 млн рублей, пени на общую сумму 19 млн рублей, штрафы в размере 33 млн рублей.
Это определение — одно из самых значимых по вопросу сотрудничества с однодневками. Несмотря на то что Верховный суд принял решение еще в 2016 году, оно до сих пор актуально.
ИФНС Москвы провела проверку ООО «Ц». В результате налоговая привлекла общество к ответственности, доначислила налог на прибыль, НДС, пени и штраф. ИФНС посчитала, что общество искусственно создало документооборот с ООО «Т». У контрагента не было средств и производственных активов, складских помещений и транспортных средств.
Верховный суд не поддержал позицию налоговой и нижестоящих инстанций. Он пришел к выводу, что обстоятельства, которые говорят о реальном исполнении обязательств по заключенному договору, не были учтены. В ходе процесса он исследовал все документы, которые подтвердили реальность сделки: цену товара, ее соответствие рыночному уровню.
Суд признал, что организация и ее контрагент реально исполняли свои обязательства по договору, перечисляли деньги и поставляли товар. Это значит, что взаимоотношения между компаниями действительно существовали.
В суд обратился конкурсный управляющий АО «М» с иском о привлечении к субсидиарной ответственности руководителей этого общества. Управляющий настаивал, что директор и учредитель заключали сделки с сомнительными контрагентами, проводили фиктивный документооборот с фирмами-однодневками для вывода денег с расчетных счетов компании. Все это привело к увеличению долговых обязательств и в итоге к банкротству АО «М».
,a href="https://ras.arbitr.ru/Document/Pdf/8128a0b1-9754-4bf0-8561-6346f63a8dc2/ada62aeb-6645-47de-8023-51d35f4b9c23/%D0%9040-181658-2016__20210517.pdf?isAddStamp=True" target="_blank" class="dotted">Суд удовлетворил иск конкурсного управляющего и привлек должностных лиц общества к субсидиарной ответственности.
Одно из самых главных условий в выборе контрагента — проявление коммерческой осмотрительности, которая заключается в принятии всех возможных мер для проверки добросовестности потенциального контрагента. Такой позиции придерживаются ФНС (Письмо 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@) и суды.
Перед подписанием контракта важно собрать все необходимые документы по сделке и проверить данные о партнере, например через Контур.Фокус. Мы составили несколько советов, которые подскажут, на что обратить внимание перед заключением сделки:
1. Закажите выписку из ЕГРЮЛ и изучите ее. Если в ней есть пометка о недостоверности сведений, сотрудничать с такой компанией не стоит.
С помощью Фокуса вы можете получить выписку в пару кликов. А еще сервис подскажет, если в реестре есть записи о недостоверных сведениях. Информация отобразится в блоке «Записи в ЕГРЮЛ».
2. Проверьте список дисквалифицированных лиц ФНС. Если в него попали руководители компании контрагента, то им запрещено занимать руководящие должности или заниматься определенной деятельностью.
На сводке компании Фокус покажет сведения о директоре и предупредит, если руководитель включен в реестр ФНС.
3. Если деятельность, которой занимается ваш потенциальный контрагент, требует обязательного лицензирования, проверьте, есть ли у него разрешения.
Сведения о выданных контрагенту лицензиях отобразятся в одноименном блоке на странице компании. В Фокусе есть данные 11 источников.
4. Убедитесь, что у потенциального партнера нет крупных задолженностей по налогам. В Фокусе вы можете изучить общий размер задолженностей и подробную статистику по неуплаченным налогам и сборам.
5. Проверьте адрес регистрации контрагента на массовость. Эту информацию вы также можете посмотреть в Фокусе в блоке «Особые реестры».
6. Выясните, есть ли в отношении контрагента возбужденные исполнительные производства. С помощью Фокуса вы можете быстро оценить общий размер взысканий и проанализировать подробную информацию. Сервис показывает предмет долга, сумму взысканий по каждому делу и число производств в категории.
7. Изучите официальный сайт компании, ее упоминание в СМИ. Новости о возможном банкротстве и споры с другими контрагентами — повод провести более тщательную проверку.
8. Запросите у представителя компании учредительные документы, свидетельство о регистрации.
9. Проверьте фактический адрес компании и ее возможность исполнять обязательства по договору. Если контрагент работает в другом регионе, вы можете заказать отчет о выездной проверке в Фокусе. Независимый эксперт проверит, работает ли контрагент по указанному адресу, оценит реальные производственные мощности его компании. А вы сможете сделать выводы о надежности партнера.
10. Попросите представить документ, удостоверяющий личность руководителя компании. Проверьте, совпадают ли данные со сведениями в ЕГРЮЛ.
Проявление коммерческой осмотрительности — обязанность каждого налогоплательщика. Вы должны быть готовы, что во время проверки ФНС может попросить подтвердить реальность сделки. Переписка с согласованием основных моментов по договору, протоколы встреч, записи телефонных разговоров послужат весомым доказательствами того, что сделка существовала в действительности.
Практика показывает, что при рассмотрении налоговых споров суды стали более детально исследовать фактические обстоятельства сделки. Они изучают доказательства реальности взаимоотношений, не ограничиваются формальными основаниями для привлечения добросовестного налогоплательщика к ответственности. Поэтому при работе с контрагентами нельзя пренебрегать составлением документов, отражающих проведение финансово-хозяйственных операций, которые в итоге могут подтвердить наличие деловых отношений и вашу добросовестность.
Елена Хлыстунова
юрист в области уголовного права