Предотвращение и урегулирование конфликта интересов

14.11.2024

Иногда интересы государственного или муниципального служащего могут идти вразрез с его должностными обязанностями. Есть риск, что ради личной выгоды служащий может воспользоваться своим служебным положением и тем самым нанести ущерб государству или бизнесу. Это конфликт интересов. О том, как его предотвратить и урегулировать, рассказываем в статье.

Что такое конфликт интересов

Конфликт интересов — это ситуация, когда личный интерес служащего, замещающего определенную должность, влияет или может повлиять на исполнение возложенных на него работодателем должностных обязанностей (п. 1 ст. 10 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ).

Личная заинтересованность — это не только возможность получения выгоды заработка для самого служащего. Заинтересованность возникает даже в том случае, если выгоду получают родственники служащего или связанные с ним физические лица и компании (п. 2 ст. 10 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ, Письмо Минтруда РФ от 15.10.2012 № 18-2/10/1-2088). При этом выгода — не всегда деньги, это могут быть и имущественные права, и активы, и даже какие-либо преимущества.

В некоторых случаях подтвердить наличие дружественных связей могут даже совместные фотографии из социальных сетей. Например, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в своем Определении от 16.01.2024 № 88-301/2024 отмечает, что наличие фотографий, где запечатлены служащий и лицо, в интересах которого он действовал, подтверждают доверительный и близкий характер отношений между ними.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по региону поступила жалоба от ИП Васильевой С.Н. на действия комиссии заказчика за отклонение заявки предпринимателя в рамках ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ. В комиссию ФАС по рассмотрению жалобы был включен инспектор Петров В.Н., который является братом Васильевой С.Н.

Личная выгода служащего УФАС понятна — если он примет решение в пользу ИП Васильевой С.Н., то его сестра получит возможность для участия в закупочной процедуре и, следовательно, извлечет из этого доход. Фактически даже не имеет значения получит ли какую-то выгоду сам служащий, главное, что выгоду получает его родственница.

В такой ситуации инспектор УФАС должен уведомить своего работодателя о возможном конфликте интересов. Вероятно, его исключат из комиссии по рассмотрению жалобы, чтобы вынесенное решение было беспристрастным и законным.

Определить, относится ли инцидент к ситуации с личной выгодой или нет, можно с помощью Памятки о типовых ситуациях конфликта интересов Управделами Президента РФ или с помощью Обзора типовых ситуаций, приведенного в Письме Минтруда РФ от 15.10.2012 № 18-2/10/1-2088.

Кто должен сообщать о конфликте интересов на госслужбе

Уведомлять о возникшем инциденте обязаны лица, перечисленные в п. 3 ст. 10 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ. В частности это государственные и муниципальные служащие служащие Центробанка РФ, работники госкорпораций, публично-правовых компаний, государственных внебюджетных фондов и иных компаний, учреждаемых РФ, финансовые уполномоченные и так далее.

Порядок уведомления о личной заинтересованности для государственных гражданских служащих закреплен в ст. 19 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ, а для муниципальных служащих — в ст. 14.1 ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ.

Один из распространенных примеров конфликта интересов на госслужбе — это кумовство. Речь идет о ситуациях, когда руководитель нанимает на работу своих детей, родителей и прочих родственников. Поэтому даже если родственник очень квалифицированный специалист, то при найме его на работу нужно предварительно уведомить об этом уполномоченное лицо и комиссию, которая порекомендует способы разрешения данного инцидента.

Кто должен сообщать о конфликте интересов в коммерческой организации

С конфликтом интересов в частном бизнесе дело обстоит сложнее. Именно такой термин встретить в связанных нормативно-правовых актах нельзя, однако, в отдельных федеральных законах есть понятие «сделка с заинтересованностью» (ст. 45 ФЗ от 08.02.1998 № 14-ФЗ, ст. 81 ФЗ от 26.12.1995 № 208-ФЗ). Эти статьи закрепляют обязанность членов совета директоров, единоличного исполнительного органа, членов коллегиального исполнительного органа и подобных лиц сообщать о сделках с заинтересованностью. На иные категории сотрудников эти правила не распространяются.

От сотрудников, стремящихся обогатиться за счет компании, бизнес страдает также, как и государство. Часто встречаются ситуации, когда сотрудники, имеющие право подписи и принятия решений, выбирают контрагентов не по принципу «цена — качество», а по размеру предлагаемого отката.

Представим ситуацию. Попов И.И. — руководитель отдела закупок в крупной строительной компании. У него есть два варианта работы. Первый — покупать качественные стройматериалы по рыночной цене у компании «Буревестник». Второй — покупать те же товары, но уже по завышенной цене у организации «Омега», руководит которой его хороший друг. Часть переплаты Попов И.И. будет получать наличными обратно (это называется «откат»).

Добросовестный сотрудник от «откатной» системы откажется, так как такая сделка нанесет ущерб компании, в которой он работает. Недобросовестный же сотрудник, наоборот, поставит такие сделки «на поток».

Организация-работодатель может прописать порядок уведомления о личном мотиве в локальном акте — например, в Положении о регулировании конфликта интересов. В этом же документе можно закрепить перечень должностей, обязанных сообщать о таких инцидентах, сроки уведомления и порядок рассмотрения. За основу можно использовать Рекомендации Минтруда РФ «Меры по предупреждению коррупции в организациях».

Когда нужно уведомить о конфликте интересов

Госслужащие обязаны известить работодателя о конфликте или о вероятности его возникновения. Сделать это необходимо в письменной форме. Срок — сразу, как только им стало об этом известно (п. 2 ст. 11 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ).

Коммерческие организации сроки и способы уведомления о конфликте интересов устанавливают самостоятельно. А вот порядок уведомления о сделках с заинтересованностью закреплен для ООО в ст. 45 ФЗ от 08.02.1998 № 14-ФЗ, а для АО — в ст. 81 ФЗ от 26.12.1995 № 208-ФЗ.

На самом деле в бизнесе необходимость уведомления о заинтересованности зависит от количества сотрудников и от того, насколько серьезные решения они могут принимать.

На мебельном производстве работает 5 сотрудников: один директор и пять рабочих. Прописывать порядок уведомления о конфликте интересов не имеет смысла. Это лишняя бюрократия. Все решения все равно принимает директор, который и является единственным учредителям. У остальных работников просто нет полномочий, позволяющих реализовать личную выгоду.

Другое дело — мебельная фабрика из 200 человек. В ней помимо генерального директора есть еще несколько лиц, принимающих решения — главный бухгалтер, коммерческий директор, руководитель отдела закупок, руководитель отдела качества и так далее. Ввиду того, что круг лиц с полномочиями уже достаточно велик, без Положения о регулировании конфликта интересов не обойтись.

Зачем урегулировать и предотвращать конфликт интересов

Конфликт интересов может негативно сказаться на деятельности государственного или муниципального органа или компании. Как следует из определения этого термина, служащий ставит свои интересы выше своих должностных обязанностей. Фактически, допуская такую ситуацию, сотрудник получает выгоду за счет нанесения ущерба своему работодателю.

Ключевой элемент борьбы с личной выгодой служащих — это уведомление о такой ситуации. Оно позволяет превентивно понять в чьих интересах действует служащий, и имеет ли место коррупционный фактор.

Отказ от разрешения конфликта влечет увольнение госслужащего, являющегося стороной инцидента, с занимаемой должности. Такое наказание предусмотрено ст. 81 ТК РФ, п. 2.3 ст. 14.1 ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ, п. 3.2 ст. 19 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ и рядом других НПА. Причина увольнения за несообщение о личном мотиве — утрата доверия.

Более того, за отказ от регулирования накажут не только сторону такого конфликта, но и работодателя. При условии, что ему о ситуации известно, но он не принял никаких мер по разрешению ситуации (п. 3.1 ст. 14.1 ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ, п. 4.1 ст. 19 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

Как предотвратить и урегулировать конфликт интересов

Для начала сотрудник с личным мотивом должен уведомить об этом факте своего работодателя. Форма уведомления, а также порядок его представления каждый государственный или муниципальный орган разрабатывает самостоятельно.

Например, для служащих Федеральной службы охраны форма уведомления приведена в Приложении № 1 к Порядку, утвержденному Приказом ФСО РФ от 26.09.2023 № 112, а для служащих Минобороны РФ — в Приложении № 1 к Порядку, утвержденному Приказом Минобороны РФ от 02.06.2016 № 320.

Подавать уведомление лучше лично. При этом следует изготовить два экземпляра. Один передают работодателю, а на втором ставят отметку о принятии документа. Если такой возможности нет, сообщение можно отправить по почте. Обязательно заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложений.

Уведомление рассматривает сначала отдел или сотрудник по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а затем — специальная комиссия. Ее состав определяется соответствующим положением, разработанным в госоргане.

В рамках проверки личной заинтересованности руководитель работодателя может направлять запросы в различные государственные органы в отношении работника, ставшего стороной конфликта. Это делают, чтобы собрать доказательства, подтверждающие или опровергающие наличие личной выгоды.

Как работает комиссия по урегулированию конфликта интересов

Положение о комиссиях в федеральных госорганах утверждено Указом Президента РФ от 01.07.2010 № 821. Отдельные вопросы о работе комиссии устанавливаются утвержденным в государственном или муниципальном органе Положении.

В состав комиссии по урегулированию и предотвращению в общем случае входят (п. 8, 9, 11 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 01.07.2010 № 821):

  • служащие государственного органа — заместитель руководителя работодателя, руководитель или должностное лицо
  • кадровой службы, ответственное за профилактику коррупции, служащие юридического и других подразделений;
  • сторонние лица и эксперты (их число должно составлять минимум 25 % от общего состава комиссии) — представители из иных органов власти или научных организаций.

Вопросы, за рассмотрение которых отвечает комиссия в общем случае, перечислены в п. 16 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 01.07.2010 № 821. В том числе она рассматривает уведомления:

  • о конфликте интересов;
  • об обстоятельствах, препятствующих разрешению конфликта интересов.
  • Комиссия — это постоянно действующий орган. Ее состав должен быть закреплен в соответствующем Положении.

    Какое решение может принять комиссия по урегулированию конфликта интересов

    По итогам рассмотрения уведомления и собранных документов комиссия выносит одно из решений (п. 20, 22, 23, 25.3 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 01.07.2010 № 821):

    • конфликта интересов нет — тогда никаких действий сотруднику предпринимать не нужно;
    • конфликт интересов есть или может возникнуть — тогда комиссия порекомендует работнику и его работодателю меры для урегулирования и предотвращения;
    • конфликт интересов был и служащий не предпринимал действий для его урегулирования — тогда комиссия порекомендует применить меры ответственности к провинившемуся сотруднику.

    При этом комиссия лишь рекомендует те или иные меры, принимать их уже будут совместно руководитель и непосредственно служащий, ставший стороной рассматриваемого инцидента.

    Какие есть меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов

    В федеральных законах термины «предотвращение» и «урегулирование» разделены. Но на практике меры для разрешения чаще всего смешиваются.

    Урегулирование — это разрешение конфликта уже наступившего или потенциально возможного. Применять меры может как работодатель, так и сам сотрудник, выступающий стороной инцидента. В целях урегулирования можно:

    • изменить должность или служебное положения сотрудника;
    • отстранить сотрудника от исполнения обязанностей;
    • применить отвод или самоотвод лица с личной заинтересованностью;
    • отказаться от личной выгоды;
    • передать ценные бумаги, доли, паи в уставном капитале в доверительное управление и так далее.

    Перечень мер открытый. Государственные и муниципальные органы могут его дополнять с учетом специфики своей деятельности.

    Представим такую ситуацию. Госслужащему предложили пойти на повышение. Однако на новой должности он должен будет контролировать деятельность организации, учрежденной его родственником. Следовательно, есть риск возникновения конфликта интересов.

    Служащий должен уведомить об этом представителя своего работодателя. И вопрос о наличии или об отсутствии личной заинтересованности будет передан на рассмотрение комиссии.

    С огромной вероятностью комиссия из-за факта конфликта интересов порекомендует служащему отказаться от повышения.

    Предотвращение — это система ограничений и запретов, не позволяющих служащему столкнуться с конфликтом интересов. С этой целью органы власти разрабатывают локальные акты в области разрешения ситуаций с личной выгодой. В них можно расписать примеры таких кейсов, порядок уведомления и меры по урегулированию.

    В качестве дополнительных мер предотвращения также в госорганах развешивают информационные таблички с напоминанием о недопущении конфликтов интересов, устанавливают системы видеонаблюдения, открывают специальные «горячие» линии для анонимного оповещения о ситуации с личной заинтересованностью.

    Чтобы усилить меры по противодействию коррупции многие регионы автоматизируют проверки на выявление конфликта интересов: реализуют собственные проекты, внедряют ПО крупных разработчиков. Такой проект реализовали в Тульской области, ЯНАО, Екатеринбурге. Регионы автоматизировали проверки на выявление конфликта интересов с помощью Контур.Фокуса. Программа массово проверяет всех служащих и их родственников на связи с юрлицами и ИП, и показывает по какому признаку служащий или его родственник связан с организацией — является действующим руководителем, учредителем или был им в прошлом. Контур.Фокус учитывает современные требования к информационной безопасности, исключая риски утечек информации. Решение можно интегрировать в 1С и другое ПО, или использовать веб-платформу.

    Какие есть требования к урегулированию конфликта интересов

    Конфликт интересов важно урегулировать. Иногда служащий может отказаться применять меры для устранения личной заинтересованности. Например, не подписывать соглашение о переводе на другую должность. В таком случае работодатель должен уволить его в связи с утратой доверия, иначе с должности снимут самого руководителя за то, что он не предпринял меры по разрешению ситуации.

    Отказ от принятия мер может быть обоснован только обстоятельствами непреодолимой силы. К ним относятся в том числе стихийные бедствия, пожар, эпидемии, забастовки, военные действия, террористические акты, санкции со стороны других государств и органов власти (п. 4 ст. 13 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ). Однако связь между форс-мажором и невозможностью урегулирования конфликта интересов должна быть обоснована.

    Какое наказание предусмотрено за неурегулирование конфликта интересов

    Как мы уже писали выше, за отказ от урегулирования конфликта сотрудника или его руководителя могут уволить в связи с утратой доверия. Однако это не самое строгое наказание.

    В худшем случае госслужащего могут привлечь даже к уголовной ответственности по ст. 201 или 285 УК РФ. Наказание по этим статьям может быть в виде штрафа, запрета занимать должность, и даже лишения свободы.

    Мнение эксперта

    Антон Яковлев
    Эксперт Контур.Фокуса по экономической безопасности

    Конфликт интересов — это очень опасная ситуация. На государственной службе он может причинить ущерб государству и общественным интересам, в коммерческих организациях причинить ущерб работодателю, руководителю и собственникам. Увы, но человеку иногда сложно удержаться от соблазнов, даже если у него сильные моральные принципы. Урегулирование конфликта интересов позволяет избежать причинения ущерба общественным или коммерческим интересам. Важно, чтобы такие ситуации решались с учетом мнения работодателя, чьим интересам может быть причинен ущерб, ведь всегда можно найти решение без увольнения ценного сотрудника.

    Автор: Михаил Кобрин, эксперт по финансовому контролю, банкротству и оценке бизнеса


    Все новости

    Оформить подключение

    © 2011-2024 АО «ГК «НБС» Все права защищены. Карта сайта
    Изготовление сайта – НБС-Медиа