Коррупция — одна из ключевых угроз устойчивого развития государства и бизнес-среды. Она наносит ущерб стране, частному бизнесу и населению. Поэтому одна из основных задач власти — это противодействие коррупции во всех сферах. В статье расскажем, что входит в понятие коррупции и какими могут быть антикоррупционные меры.
Коррупция — это злоупотребление служебным положением и полномочиями, дача и получение взятки и любое иное использование должностного положения вопреки законным интересам общества и государства. Основная цель коррупционера — получение выгоды в виде активов, денег, услуг и имущественных прав для себя или для третьих лиц, например, родственников и друзей. Такое определение следует из п. 1 ст. 1 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ.
Последствия и величина ущерба от коррупционных правонарушений зависит от того, какую должность занимает коррупционер, и какими служебными полномочиями он обладает.
Например, гражданин может дать взятку сотруднику Госавтоинспекции за успешную сдачу экзаменов и выдачу водительских прав. Последствия такого действия — повышение уровня аварийности на дорогах и рост числа пострадавших в ДТП.
Другой пример — заключение государственных контрактов за «откат». Последствия тоже довольно понятны — нерациональное расходование бюджетных средств, выбор неэффективного исполнителя, увеличение сроков реализации государственных программ.
Коррупция затрудняет развитие бизнеса в государстве. Компании, работающие в рамках закона, не могут конкурировать с тандемом недобросовестных бизнесменов и чиновников-коррупционеров. Откаты и взятки снимают барьеры для одних компаний и, наоборот, создают их для других.
Например, чтобы возвести объект капитального строительства требуется получить разрешение на строительство у органа местного самоуправления. Если местная администрация коррумпирована, очевидно, что осуществить застройку сможет только тот застройщик, кто готов дать взятку.
Для государства коррупция тоже большая проблема. Во-первых, она снижает степень доверия граждан и бизнеса к власти. Во-вторых, страдает эффективность государственного управления. В-третьих, деньги, который получают взяточники, фактически выводятся из оборота — они «зависают» в виде налички или на счетах в иностранных банках.
Противодействие коррупции — это комплексная деятельность государственных органов, которая включает в себя (п. 2 ст. 1 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ):
Выявление причин коррупции и ее предупреждение еще называют «профилактикой коррупции». Например, возложение на госслужащих обязанности по предоставлению сведений о доходах, расходах и имуществе, а также проверка претендента перед назначением его на должность — это один из ее инструментов. Даже воспитание в обществе нетерпимости к взяточничеству — это тоже профилактическое мероприятие.
Предупреждению коррупции и устранению ее причин государство уделяет особый приоритет. Причина в том, что, если пресечь коррупционные преступления до того, как они будут совершены, ущерб экономике нанесен не будет.
Борьбой с коррупцией в РФ занимаются (ст. 5 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ):
Также противодействием коррупции занимаются непосредственно федеральные органы, органы госвласти, а также органы местного самоуправления. Для этого создают специальные отделы или назначают конкретных должностных лиц, ответственных за профилактику и выявление коррупционных преступлений.
Кроме того, антикоррупционной деятельностью в России занимаются общественные организации и объединения, которые оказывают помощь и содействие гражданам, столкнувшимся с коррупционными действиями со стороны госслужащих.
Государственная и муниципальная службы сопряжены с коррупционными рисками. Большой объем полномочий и власти в руках чиновника может привести к тому, что вместо исполнения возложенных на него обязанностей, он начнет преследовать своей целью личную выгоду.
Согласно экономике преступлений Гэри Беккера склонность к коррупции определяется тремя факторами: отношением злоумышленника к риску, суммой полученного вознаграждения и вероятностью раскрытия преступления.
Для повышения вероятности выявления коррупции государство накладывает на своих служащих ряд требований, например, в виде обязательного:
Кроме обязательств, государственная и муниципальная служба накладывает на своих служащих определенные запреты и ограничения. Например, они не могут заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, быть представителями третьих лиц в органах власти, получать подарки за выполнение своих обязанностей (ст. 12.1 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ).
Система обязательств и ограничений на госслужбе отвечает не только за раскрытие коррупционных преступления, но и за их профилактику. Как минимум, знание того, что за все доходы и расходы придется отчитаться, в определенной степени уменьшает тягу к получению взяток и откатов.
Борьба с коррупций в Российской Федерации строится на нескольких ключевых принципах, закрепленных в ст. 3 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ:
Все перечисленные принципы реализуются в рамках государственной антикоррупционной политики, в основе которой лежит Национальный план по борьбе с коррупцией. Именно этот документ ставит цели и задачи перед всеми органами, вовлеченными в противодействие взяточничеству, а также определяет направления для развития и совершенствования механизмов по борьбе с коррупцией. Подробнее про этот документ мы рассказали в статье «Национальный план противодействия коррупции: основные положения».
Один из способов противодействия коррупции — это расследование правонарушений и привлечение к ответственности виновных лиц. Этим в частности занимаются органы внутренних дел, ФСБ и прокуратура. Однако ущерб, нанесенный противоправным деянием, компенсировать полностью обычно не получается. Более того, часть преступлений так или иначе остается нераскрытой.
Ведущую роль в борьбе с коррупцией занимает ее профилактика. Это комплекс мероприятий, направленных на предотвращение правонарушений еще до того, как они нанесут ущерб государству, обществу и бизнесу. Цель профилактики — лишить преступника возможности совершать преступления.
В качестве мер профилактики в ст. 6 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ закреплены следующие превентивные методы противодействия коррупции:
Чтобы усилить меры по противодействию коррупции многие регионы автоматизируют проверки на выявление конфликта интересов: реализуют собственные проекты, внедряют ПО крупных разработчиков. Такой проект реализовали в Тульской области, ЯНАО, Екатеринбурге. Регионы автоматизировали проверки на выявление конфликта интересов с помощью Контур.Фокуса. Программа массово проверяет всех служащих и их родственников на связи с юрлицами и ИП, и показывает по какому признаку служащий или его родственник связан с организацией — является действующим руководителем, учредителем или был им в прошлом. Умные алгоритмы решения позволяют сократить долгие проверки до минут. Контур.Фокус учитывает современные требования к информационной безопасности, исключая риски утечек информации. Решение можно интегрировать в 1С и другое ПО, или использовать веб-платформу. Умные алгоритмы решения сократят долгие проверки до минут.
Основные документы, регулирующие борьбу с коррупцией в РФ — это ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Указ Президента РФ от 19.05.2008 № 815 «О мерах по противодействию коррупции».
Определяет план мероприятий по борьбе со взяточничеством Национальный план. Обычно его утверждают сразу на несколько лет. Например, Национальный план по борьбе с коррупцией в 2021 — 2024 гг. утвержден Указом Президента РФ от 16.08.2021 № 478. Актуальная редакция нацплана содержит изменения, внесенные Указом Президента РФ от 26.06.2023 № 474.
Это далеко не все НПА, затрагивающие сферу противодействия взяточничеству. Еще можно выделить ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ», ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ», ФЗ от 17.06.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе НПА и проектов НПА», а также ГК РФ, УК РФ и КоАП РФ.
«Противодействие коррупции — это целый комплекс довольно сложных мероприятий, которому в последнее время уделяется большое внимание на уровне государства. При этом важно понимать, что участвовать активно в этом может каждый гражданин и каждая компания. Команда Контур.Фокуса тоже активно включается в этот процесс: уже создан инструмент автоматизации выявления риска конфликта интересов между служащими и представителями бизнеса. Решение уже используют несколько регионов — использование инструмента оказывает положительное влияние на процесс противодействия коррупции», — отметил эксперт Контур.Фокуса по экономической безопасности Антон Яковлев.
Автор: Михаил Кобрин, эксперт по финансовому контролю, банкротству и оценке бизнеса