Срыв госконтракта: последствия и ответственность

07.11.2024

Для бизнеса госконтракт имеет ряд преимуществ перед обычными коммерческими договорами. Это понятный и, чаще всего, платежеспособный покупатель, четко регламентированные этапы исполнения, ясные требования к конечному результату. Со своей стороны заказчик заинтересован в том, чтобы контакт исполнял благонадежный поставщик, поэтому в соответствии с законодательством к нему предъявляется много требований. По каким причинам может произойти срыв госконтракта и как снизить такие риски, расскажем в нашей статье.

Нормативное регулирование госконтрактов

Порядок заключения и исполнения государственного контракта регулирует Федеральный закон от 05.04.2013 44-ФЗ. В нем прописаны порядок проведения закупочных процедур, сроки подписания госконтракта, ответственность сторон и порядок его исполнения.

Также контрактная система основывается на положениях Конституции РФ, ГК РФ, БК РФ и других законах, регулирующих смежные отношения (п. 1 ст. 2 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Государственный оборонный заказ (ГОЗ) — является частью госзаказа, но особенности проведения таких процедур регулируются специальным Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ.

Причины срыва госконтракта

Срыв госконтракта может произойти как до, так и после подписания договора между исполнителем и госзаказчиком. Всего есть три основные ситуации, которые можно назвать срывом госзаказа.

Уклонение от заключения госконтракта

После того, как участник закупки будет признан ее победителем, госзаказчик направит ему через электронную торговую площадку (ЭТП) проект контракта без своей подписи. Остановимся на самых частых причинах, которые могут привести к срыву тендера.

Нарушение сроков подписания госконтракта

В первую очередь 44-ФЗ очень строг к срокам подписания контракта. В рамках электронного аукциона после получения от заказчика проекта контракта победитель должен в течение пяти рабочих дней, следующих за днем размещения на ЭТП проекта контракта, подписать его или направить протокол разногласий (п. 3 ст. 51 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Протокол разногласий — это инструмент для исправления ошибок, которые заказчик мог допустить при составлении проекта договора. Можно, например, поправить сумму НДС, технические характеристики, если они не соответствуют заявке, электронную почту. Однако поправить протоколом существенные условия в виде сроков, этапов, сумм, адресов отгрузки — нельзя.

Если был направлен протокол разногласий, то заказчик его обрабатывает в течение двух рабочих дней и повторно публикует госконтракт. После протокола времени на подписание у поставщика еще меньше — всего один рабочий день, следующий за днем публикации протокола (п. 5 ст. 51 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Заказчик может учесть правки, вносимые протоколом полностью или частично, а также может вообще отказаться их принимать. В любом случае направить протокол разногласий можно всего лишь один раз.

Выше мы рассмотрели сроки для закупки в форме электронного аукциона. Именно в таким виде проходит большая часть процедур. У иных способов сроки могут быть другие. Например, при запросе котировок поставщик должен подписать контракт не позднее одного рабочего дня, следующего за публикацией проекта контракта заказчиком на ЭТП (пп. 2 п. 6 ст. 50 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ). Более того, в котировке у победителя даже нет возможности направить протокол разногласий, контракт придется подписать в том виде, в котором он поступил.

Нарушение срока — это уклонение от заключения государственного контракта. В таком случае заказчик обязан сформировать протокол об уклонении участника от подписания договора и направить в ФАС РФ обращение о включении информации об уклонисте в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Отсутствие обеспечения исполнения контракта

До подписания госконтракта победитель закупки должен предоставить обеспечение исполнения контракта. Это может быть независимая (ранее — банковская) гарантия или деньги, внесенные на казначейский счет заказчика.

Если обеспечения не будет — это расценивается как уклонение от подписания. Следовательно, заказчик создаст протокол и направит в ФАС обращение о включении участника закупки в РНП.

Главное определить размер обеспечения — он указывается в закупочной документации и проекте договора. Если обеспечение вносите деньгами, платежку нужно будет приложить при подписании проекта контракта. Главное не ошибиться с реквизитами.

Обычно верные сведения о счете, на который необходимо перечислить деньги, можно найти в извещении о закупке или прямо в карточке процедуры на сайте ЕИС Закупки.

Независимая гарантия должна соответствовать условиям, перечисленным в ст. 45 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ, и должна быть выдана банком, включенным в специальный перечень Минфина РФ, корпорацией ВЭБ.РФ, Евразийским банком развития или фондом содействия кредитованию.

Типовая форма банковской гарантии утверждена Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005. Однако, несмотря на это, перед выпуском стоит согласовать текст банковской гарантии с госзаказчиком.

Независимую гарантию могут не принять, если ее номер не включен в специальный реестр (пп. 1 п. 6 ст. 45 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ). На практике банки вносят номер уже выпущенной гарантии в реестр только на следующий день после ее оформления. Учитывайте это при контроле сроков подписания.

Не выполнены антидемпинговые требования

Антидемпинговые меры регулируются ст. 37 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Они включаются, если в ходе электронных торгов цена контракта была снижена на 25 % и более. В такой закупке участник для успешного подписания договора должен выполнить еще несколько требований.

Во-первых, предоставить обеспечение в полуторном размере, но не менее 10 % от начальной максимальной цены контракта (НМЦК) или итоговой цены заключаемого договора (в зависимости от того, от какой суммы рассчитывалось обеспечение изначально). При этом обеспечение в любом случае не должно быть меньше аванса, если его выплата предусмотрена контрактом.

Данной меры можно избежать, если начальная максимальная цена контракта была 15 млн рублей и менее. В таком случае достаточно предоставить стандартное обеспечение и подтвердить добросовестность. Если добросовестность подтвердить не получается, потребуется обеспечение в повышенном размере (п. 2 ст. 37 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Если НМЦК больше 15 млн рублей, обеспечение в полуторном размере нужно будет предоставить в любом случае (п. 1 ст. 37 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Подтверждение добросовестности — это предоставление номеров трех контрактов, исполненных в течение трех лет до даты подачи заявки без применения к исполнителю штрафов и неустоек. Главное условие — цена одного из контрактов должна составлять не менее чем 20 % от НМЦК закупки, в рамках которой подтверждается добросовестность (п. 3 ст. 37 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Во-вторых, предоставить обоснование предлагаемой цены контракта. Это может быть гарантийное письмо от производителя, а также иные документы и расчеты, подтверждающие возможности поставки по цене и в количестве, установленным в контракте. Данное требование действует только при снижении 25 % и более и только при поставке товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения (п. 9, 10 ст. 37 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Товары необходимые для нормального жизнеобеспечения перечислены в пп. 8.3 п. 1 ст. 3 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Например, продовольствие, лекарственные средства, медицинские изделия и так далее.

При закупке лекарств, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших, действует особый порядок, предусмотренный п. 12 ст. 37 ФЗ от 05.04.2024 № 44-ФЗ.

Несоблюдение антидемпинговых мер приравнивается к уклонению от подписания госконтракта. В таком случае заказчик не подпишет договор и направит в ФАС обращение о включении в РНП.

Уклонение от исполнения госконтракта и срыв сроков

После подписания договора поставщик обязан приступить к его исполнению. Сроки поставки, этапы исполнения, технические параметры поставляемой продукции и оказываемых услуг — прописаны в государственном контракте по 44-ФЗ.

Заказчик имеет право расторгнуть госконтракт в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным ГК РФ (п. 9 ст. 95 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ). Например, при срыве сроков госконтракта или при поставке товаров, работ и услуг, не соответствующих техническому заданию (ТЗ).

Если поставщик понимает, что не укладывается в обозначенные договором сроки, лучше сразу уведомить об этом заказчика официальным письмом. Избежать пени это не поможет, но существенно снизит риски одностороннего расторжения и попадания в РНП.

Ситуация усложняется, если в ходе исполнения контракта будет установлено, что поставляемые товары, работы и услуги не соответствуют ТЗ. Например, если при заполнении заявки была допущена ошибка.

По согласованию с заказчиком можно поставить товар только с улучшенными характеристиками (п. 7 ст. 95 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ). Поэтому, если при поставке фактические параметры будут лучше, чем в ТЗ — проблем возникнуть не должно. Скорее всего потребуется подписать дополнительное соглашение, а затем заказчик примет улучшенный товар.

Однако, если фактические характеристики ухудшающие или на товар не влияют, его не примут. Внести изменения будет нельзя. Заказчик может расторгнуть госконтракт в одностороннем порядке.

В соответствии с требованиями ФЗ № 44 от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий госконтракта. Поэтому для контроля за рисками неисполнения контракта необходимо регулярное наблюдение за деятельностью поставщика. Несвоевременное получение данных о банкротстве или других значимых изменениях благонадежности может привести к срыву госконтракта.

Ответственность исполнителя за срыв госконтракта

Ответственность за срыв выполнения государственного контракта может быть разная: от пени и штрафов до компенсации убытков и привлечения к уголовной ответственности.

Пени и штрафы

За срыв сроков государственного договора заказчик может начислить поставщику пени. Рассчитывают ее по формуле (п. 7 ст. 34 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ):

Пеня = СК * КС * 1/300 * Кдн, где

СК — сумма несвоевременно исполненных обязательств;
КС — ключевая ставка ЦБ РФ, действующая на дату уплаты пени;
Кдн — количество дней просрочки.

Пени в некоторых случаях можно списать на основании Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 № 783.

Начисление пени — это обязанность, а не право заказчика. Поэтому договориться о послаблении санкций не получится.

За нарушение иных положений договора, помимо сроков, предусмотрен штраф. Его размер привязан к сумме госконтракта и определяется в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042.

Подробнее про штрафы, пени и их списание читайте в нашей статьей «Неисполнение условий контракта по 44-ФЗ: штрафы и последствия».

Удержание обеспечения

При уклонении от подписания госконтракта и включении участника в РНП заказчик удерживает обеспечение исполнения заявки (п. 11, 12 ст. 44 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

При срыве госзакупки на стадии исполнения договора заказчик может удержать обеспечение исполнения контракта полностью или частично. Зависит от суммы начисленной неустойки и от условий, прописанных в самом контракте.

Компенсация убытков

Из-за срыва госконтракта могут у заказчика могут возникнуть убытки. Например, в рамках госзаказа компания «Хлебный край» не отгрузил 100 булок хлеба по 100 рублей, и заказчику пришлось заключать контракт уже по цене 110 рублей. В такой ситуации он может потребовать у «Хлебного края» компенсацию в виде разницы в цене товара.

Потребовать компенсацию можно даже с уклониста. Такая возможность предусмотрена п. 8 ст. 51 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Включение в реестр недобросовестных поставщиков

Включение в реестр недобросовестных поставщиков — это самое строгое наказание для бизнеса, так как оно лишает компанию возможности участия в закупках, где предусмотрено требование об отсутствии в РНП, на два календарных года (п. 9 ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Реестр ведет ФАС РФ в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078. Актуальную версию реестра можно найти на официальном сайте ЕИС Закупки.

Сам заказчик в РНП никого не добавляет. Он только лишь обращается в ФАС с соответствующей просьбой. По каждому заявлению антимонопольная служба собирает заседание, где уже принимает решение о включении или невключении в реестр. Участник закупки вправе присутствовать и отстаивать свою позицию на заседании.

Решение об отказе от включения в РНП ФАС принимает в случаях, перечисленных в п. 15 Правил. Например, в реестр не включат компанию, если она докажет, что действовала добросовестность и прикладывала все усилия для исполнения контракта.

Административная ответственность

За неисполнение госконтракта, приведшее к нанесению существенного вреда интересам общества и государства, предусмотрен строгий штраф (п. 7 ст. 7.32 КоАП РФ):

  • на должностных лиц и ИП — от 5 % до 15 % стоимости неисполненных обязательств, но не менее 30 000 рублей, или дисквалификация до двух лет;
  • на юрлиц — от однократного до трехкратного размера неисполненных обязательств, но не менее 300 000 рублей.

Уголовная ответственность по госконтракту

Уголовная ответственность за нарушение сроков обычного госконтракта по 44-ФЗ в общем случае не предусмотрена. Но если дело касается срыва гособоронзаказа — уголовной ответственности избежать сложно.

За срыв ГОЗ ответственность предусмотрена ст. 201.2 и 201.3 УК РФ. Максимально возможное наказание предусмотрено по ст. 201.2 УК РФ — десять лет лишения свободы.

За срыв сроков обычного госзаказа, в рамках которого был получен аванс, поставщика могут привлечь к уголовной ответственности по ст. 159 или 160 УК РФ. Обвинители будут пытаться доказать, что компания не намеревалась исполнять госконтракт, а их целью было исключительно получение предоплаты.

Привлечь поставщика к уголовной ответственности могут даже после того, как контракт будет исполнен. Например, если выяснится, что имел место сговор с заказчиком, или если поставленный товар или оказанные услуги не соответствуют техническому заданию.

Изменения условий госконтракта

В общем случае изменение существенных условий договора не допускается. Изменить положения контракта можно только в случаях, перечисленных в п. 1 ст. 95 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Существенные условия договора определяются в соответствии со ст. 432 ГК РФ. К примеру, это предмет, условия об ответственности сторон, о цене контракта, о сроках, о порядке оплаты.

Мошеннические схемы срыва госзакупки

Несмотря на то, что процедура закупок строго регламентирована и каждый год совершенствуется, на рынке государственного заказа могут применять разные махинации.

Приведем пример. Приведем пример. Объявляется закупка, в которой прописаны сжатые сроки поставки: 3 для вместо реальных 3 недель. Честные участники рынка не могут поставить товар в такие сроки. «Нужный» поставщик знает о закупке заранее и сжатые сроки не составляют для него проблемы либо у него есть договоренность с заказчиком о том, что тот не будет предъявлять к нему претензий за срыв сроков поставки.

В 2017 году ФАС выявила тендерный сговор между ФГБУ «НМИЦ имени академика Е.Н. Мешалкина», компаниями ООО «Компания Фито» и OOO «Терра». По данным регулятора, заказчик заранее сообщал компании «Фито» и «Терра» о готовящихся торгах с указанием всех требований. После этого НМИЦ официально объявлял о проведении торгов, но при этом мог потребовать поставить препарат в практические невыполнимые сроки — один день. При этом других поставщиков о закупке не оповещали. Антиконкурентное соглашение было реализовано на 400 аукционах по поставке лекарств, медизделий, пищевых продуктов и на оказание услуг по перевозке лекарств для нужд НМИЦ на сумму более 500 миллионов рублей. По итогам разбирательства на заместителя директора по науке «НМИЦ имени академика Е.Н. Мешалкина» завели уголовное дело по статьям о мошенничестве и легализации денежных средств, а на директора и его супругу — о присвоении и растрате.

Другой пример. Заказчик указывает в тендере определенные характеристики, которым может соответствовать только конкретная компания. При этом заявки других участников отклоняют по формальным признакам.

В июне 2022 года ФАС выявила сговор между Южным таможенным управлением и «Комбинатом строительных материалов -14». По данным ведомства, при проведении аукциона на покупку здания начальной стоимостью 253,4 миллиона рублей, таможенное управление составило условия таким образом, что только определенный участник мог стать победителем, а именно «Комбинат строительных материалов -14». В итоге за нарушение антимонопольного законодательства компания получила административный штраф. А на должностных лиц ООО «КСМ-14» и Южного таможенного управления завели уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере.

Как избежать ответственности за срыв госконтракта

Избежать ответственности за срыв госконтракта можно, если поставщик докажет, что к этому привели обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) или действия госзаказчика.

Форс-мажор — это стихийные бедствия, аварии, чрезвычайные ситуации и остальные события и явления, которые от действия или бездействия сторон договора не зависят. Например, в ряде случаев в 2020 году обстоятельством непреодолимой силы признавался COVID-19, а в 2022-2024 году санкции со стороны ЕС и США.

Доказанный форс-мажор — это основание не включения поставщика в РНП, а также освобождения от уплаты неустойки (п. 9 ст. 34, пп. 2 п. 10 ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Иногда сами госзаказчики делают исполнение контракта невозможным. Например, не предоставляют необходимые сведения, не обеспечивают доступ к месту поставки товаров или оказания услуг, или не готовят помещение под монтаж закупаемого оборудования.

Поставщик может избежать ответственности за срыв сроков госзакупки, если докажет, что именно заказчик не исполнил свои обязательства. Поэтому при взаимодействии с государственным учреждением рекомендуем:

  • вести переписку только по адресам электронных почт, указанных в контракте;
  • важную информацию направлять в виде писем Почтой России с описью и уведомлением о вручении;
  • личные встречи на объекте протоколировать и вести фотофиксацию (если это применимо);
  • проверить и сделать копии доверенностей лиц, действующих от имени заказчика.

Ввиду того, что начисление пени и штрафов — это обязанность заказчика, не исключено, что отстаивать свою позицию поставщику придется в суде.

Заказчик также заинтересован в том, чтобы контракт был исполнен в срок. Он обязан осуществлять контроль за исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий госконтракта. Такие требования диктует ФЗ № 44 от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Поэтому для контроля за рисками неисполнения контракта необходимо регулярное наблюдение за деятельностью поставщика. Несвоевременное получение данных о банкротстве или других значимых изменениях благонадежности может привести к срыву госконтракта. Не пропустить важные изменения в деятельности поставщика поможет Контур.Фокус.

Авторы: Антон Яковлев, Михаил Кобрин


Все новости

Оформить подключение

© 2011-2024 АО «ГК «НБС» Все права защищены. Карта сайта
Изготовление сайта – НБС-Медиа